Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика Как спасти тенге от доллара и рубля

Как спасти тенге от доллара и рубля

Вернуть таможенные посты на границе с Россией и ввести страховку от девальвации на тенговые депозиты предложил бывший советник главы Нацбанка РК, а ныне директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов.

- Мировые кризисные явления в целом и ситуация в России в частности сейчас оказывают негативное влияние на экономику Казахстана, - говорит Худайбергенов. - Главная проблема заключается в том, что веры в нацвалюту у населения нет. Все попытки государства внести ясность в этот вопрос дальше слов пока не идут. Заявление о том, что не будет никаких резких изменений курса тенге, не подкреплены никакими реальными действиями.

Худайбергенов считает, что озвученные правительством меры по дедолларизации нашей экономики, такие как убрать ценники с «у.е.» и увеличить государственные гарантии по депозитам в национальной валюте с 5 млн. до 10 млн. тенге, это половинчатые решения, которые не помогут в достаточной мере укрепить национальную валюту.

- У нас сейчас есть две основные проблемы - ослабление рубля и падение цен на нефть. Девальвация рубля напрямую влияет на наших производителей, которым становится все труднее конкурировать со своими российскими коллегами, а снижение стоимости нефти бьет по платежному торговому балансу и бюджету в целом.

Четыре сценария

По мнению эксперта, сегодня существует четыре варианта действий правительства в сложившейся ситуации:

1. Держать курс тенге.

Чем, собственно, и занимается правительство вместе с Нацбанком. Однако, по словам эксперта, долго это не может продолжаться. Уже сейчас, прослеживая динамику курса тенге по отношению к доллару, можно наблюдать ослабление нацвалюты со 182 до 184. И скорее всего, этот процесс будет только усугубляться.

2. Ориентация на курс рубля.

Уходя от привязки к доллару, приходим к рублю. В этом случае в «минусе» окажутся все - население, бизнес, государство. Резкое изменение курса российской валюты с 35 до 65 рублей за доллар (рост на 80%) приведет и к девальвации тенге на 80%. В России перед последними событиями доля валютных кредитов была около 15% (у нас - 30-35%), а доля импортных товаров - 50% (у нас - 70%). Поэтому такая резкая девальвация только усугубит положение экономики Казахстана. Тем более непонятно, как будет изменяться курс рубля в дальнейшем.

3. Провести девальвацию в 20%.

 Во-первых, этого уровня недостаточно, чтобы компенсировать падение рубля и тем самым помочь нашим производителям, а во-вторых, учитывая прошлогоднюю девальвацию, это серьезно понизит степень доверия населения к тенге, на восстановление которого понадобится до 10 лет. К тому же нет гарантий, что и в следующем году в Казахстане не придется проводить еще одну девальвацию, поскольку цена на нефть нестабильна, и кризисные явления, скорее всего, не ослабнут в текущем году.

4. Контроль на границе и гарантия депозитов.

Этот вариант Олжас Худайбергенов считает наиболее правильным и безболезненным. Для поддержки отечественных производителей необходимо ввести таможенные пошлины на товары-конкуренты из России. Когда шла подготовка к созданию ЕАЭС, ситуация с российским рублем была не столь критична. В новых условиях, говорит Худайбергенов, Россия должна понять, что из-за нее страдают партнеры по экономическому союзу, и продемонстрировать добрую волю. Поэтому северный сосед не должен возражать против восстановления таможенных границ для ряда товаров. Эта мера не позволит импортировать российские экономические проблемы в Казахстан.

Что касается тенге, то вернуть к нему доверие можно, только внеся определенность на несколько лет вперед. В условиях неопределенности банки и далее будут закладывать высокие девальвационные ожидания в банковскую ставку. Самым лучшим способом изменить ситуацию является предоставление гарантий в виде девальвационных компенсаций по тенговым вкладам сроком более чем на один год.

Таможня и депозиты

Что касается таможенных пошлин, то их ставка должна рассчитываться по формуле: процент девальвации рубля минус инфляция в России. Это позволит оперативно реагировать на изменения курса российской валюты. В такой ситуации, считает Олжас Худайбергенов, Россия не только не снизит торговые объемы, но и получит возможность конкурировать с импортом из третьих стран. То есть она даже выигрывает, не нанося ущерба казахстанским производителям. В прошлом году Казахстан импортировал из России товаров на 4 млрд. долларов больше, чем экспортировал (всего импорт из России составил 14 млрд. долларов). Если Казахстан введет верхний предел по товарам-конкурентам, то этот объем физически сократится. Кстати, под пошлины попадут товары на сумму всего около 4 млрд. долларов. Остальные товары, производства которых в Казахстане нет, будут как и ныне завозиться беспошлинно. Кроме того, примерно на 12-15 млрд. долларов в год нефтедобывающие компании (с государственным участием) закупают за рубежом оборудование, и объективное решение правительства пересмотреть планы по развитию отрасли также сыграет на снижении импорта. Только эти два фактора позволят сократить импорт на 5-7 млрд. долларов в год. Если все оставить, как есть, предостерег эксперт, то к концу года большая часть населения будет негативно относиться к ЕАЭС, чего тоже допустить нельзя. Можно в одностороннем порядке ввести пошлины, но тогда это будет трактовано, как распад экономического союза.

Есть и другие меры по обеспечению положительного финансового притока в страну. Это амнистия капитала и реализация мер по оживлению Регионального финансового центра в Алматы (РФЦА). Если с амнистией капитала все более или менее ясно, то вторая мера вызывает ряд вопросов. Главный минус первоначального варианта РФЦА - низкое доверие к нашей судебной системе со стороны внешних игроков. Чтобы это исправить, необходимо создать отдельную административно-территориальную единицу, в которой будут действовать два правовых режима. То есть на нефинансовом поле работает казахстанское законодательство, а на финансовом - британское, которое зарекомендовало себя во всем мире. Это означает, что все имущественные претензии будут рассматриваться только в британском суде.

Предложив ввести гарантии по тенговым вкладам, эксперт пояснил, что она предоставляется лишь в том случае, если девальвация будет больше 6% в год. Согласно этому механизму, все, что выше этой планки, должно компенсироваться государством. Это позволит государству постепенно, в течение 5-6 лет проводить небольшую девальвацию, а если цены на нефть вырастут через пару лет, то необходимость в девальвации может вообще отпасть. В любом случае, государство сможет без давления со стороны общества двигать курс в зависимости от экономической ситуации.

 - 6% от 184 тенге - это 11 тенге, - пояснил Олжас Худайбергенов, - то есть можно девальвировать нацвалюту в месяц на 1 тенге, но чтобы этого достичь, помимо гарантий необходимо введение ежемесячного плавающего коридора, к примеру, +1 и -3. Вообще, что касается инфляционного давления, то резкая девальвация на 20 и более процентов дает сигнал всем компаниям использовать этот фактор как повод для повышения цен. Прошлогодняя девальвация - яркий тому пример. Поэтому выигрыш от девальвации будет потерян. Если же растянуть девальвацию на год, то можно избежать скачка цен. Сама по себе инфляция в год составляет от 5 до 10%, поэтому девальвация национальной валюты на 6% не создаст инфляционного давления.

Страховка депозитов от девальвации создаст условия для того, чтобы люди, которые копили доллары на депозитах, перевели их в тенге. То же самое необходимо сделать и по заемщикам. К примеру, ипотеку и потребительские валютные кредиты необходимо перевести в тенге по текущему курсу. И в дальнейшем выдавать кредиты в валюте лишь в том случае, если у заемщика (физическое или юридическое лицо) в каждом из последних 12 месяцев за год был валютный поток.

Сейчас в основном инициатива государства по дедолларизации заключается в призыве поверить в тенге, и чтобы это доверие укрепить, государство должно само в первую очередь продемонстрировать это доверие.

- Сейчас госсектор, который формировал до 50-70% «лишнего» спроса на валюту в период с октября по декабрь 2014 года, оказался между двумя обстоятельствами. С одной стороны, у них есть валютные обязательства, и в случае девальвации у них будут потери. С другой стороны, если государство хочет восстановить доверие к тенге, то в первую очередь госкомпании должны продемонстрировать данную готовность, а именно продать валюту и перейти в тенге, тем более что правительство, акционер госкомпаний, заявило, что предпримет все необходимые меры для недопущения резких колебаний в 2015 году, - считает Олжас Худайбергенов.

Эксперт пояснил, что его предложения носят комплексный характер, и они способны решить главные и побочные проблемы. При этом половинчатые меры, предлагаемые правительством, не приведут ни к чему хорошему, а разовые решения только усугубят создавшееся положение. В любом случае, проверить, прав Олжас Худайбергенов или нет, мы сможем уже совсем скоро. Со слов самого эксперта, в ближайшие две-три недели уже стоит ожидать некоторые изменения в финансовой системе республики.

Виталий Краснов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить