Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика В бизнесе без связей не обойтись

В бизнесе без связей не обойтись

Об этом шла речь на форуме «Глобальная неделя предпринимательства»

Этот форум, который прошел в Алматы в конце ноября, стал диалоговой площадкой как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов. Красной нитью этих встреч стала идея наставничества. Подробнее о новом для Казахстана институте развития экономики мы решили узнать у руководителя программы «Молодежный бизнес в России» Бориса Ткаченко.

- Как давно появилась идея наставничества в предпринимательстве?

- Сама концепция наставничества в предпринимательстве существует уже более 20 лет. К примеру, в таких странах, как Великобритания, Канада, Сингапур, всего их более 50, уже давно действуют программы, связанные с развитием молодежного бизнеса. В России же только шесть лет назад этот международный опыт был адаптирован под местные реалии. И теперь мы приехали к вам, чтобы поделиться опытом, поскольку наши страны очень близки как по духу, так и по уровню развития предпринимательства. Сегодня в Казахстане уже созрело поколение предпринимателей, которые поняли, что для того чтобы развивать экономику страны, уже не хватает их собственных усилий и поэтому нужно подтягивать до своего уровня следующие поколения.

Сегодня корпоративное наставничество есть практически в любой крупной компании. Там за новыми специалистами закрепляется кто-то более опытный для помощи. Наставничество в предпринимательстве - более молодая профессия, но уже существуют удачные примеры. Если брать опыт России, то сначала нам приходилось пробивать дорогу для зарождения «наставничества». Поэтому нам было проще начать с регионов, чем сразу с Москвы или Санкт-Петербурга. Первый образец совместной работы молодых предпринимателей с наставниками мы создали в Воронежской области. И только три года назад после успешного завершения этого проекта ростки наставничества появились в Москве. У Казахстана есть все шансы благодаря высокому уровню развития ваших предпринимателей быстрее пройти тот путь, по которому Россия шла несколько лет.

- На форуме прозвучала идея создать школу наставничества и вывести этот институт на государственный уровень. Вы как-то прохладно отнеслись к этой идее…

- Каждая страна должна пройти свой путь развития самостоятельно. Единственное, что меня смущает, это когда наставничество хотят сразу сделать массовым явлением. Такие инициативы изначально провальные, потому что не все опытные предприниматели могут и хотят стать наставниками. Исходя из мирового опыта, это от 10 до 20% от общего числа успешных бизнесменов. Конечно, можно в условно-приказном порядке заявить, что все предприниматели должны заниматься наставничеством, но если большинство из них станет заниматься этим формально, то, во-первых, будут разочарованы те, кому они обязаны помогать, во-вторых, у тех наставников, которые хорошо будут делать свое дело, со временем опустятся руки. То есть тут надо действовать без кампанейщины, но при этом необходимо сохранить системность. Ведь главная опасность для любой новой идеи - это хаотичность. Поэтому очень важно системно выявлять потенциальных наставников, обучать их, правильно сводить пары и мониторить их совместную работу.

- Кто должен этим заниматься?

- Эту роль на себя должны взять предпринимательские объединения, без участия государственных структур. На первом этапе должны появиться первые пары, которые начнут нарабатывать опыт. Первые наставники, которые помогут двум-трем наставляемым прочувствовать всю значимость начатого дела. Для наглядности приведу пример из российской практики. У нас тоже сначала заговорили о создании целой отрасли наставничества. Но только спустя год после подобных заявлений пришли первые пары, которые реально увидели, как это помогает и тем и другим. Молодые предприниматели поверили, что им хотят помочь, и смогли реализовать свои идеи под чутким руководством наставников. Но самое интересное то, что акулы бизнеса тоже заинтересовались этим и были готовы взять других наставляемых. Прошел еще год, и в процессе общения мы выясняем, что наставники готовы не только продолжать это дело, но и взяться за обучение новых наставников. Благодаря такому обмену опытом у нас появился Совет наставников.

- Получается, что законы эволюции никто не отменял?

- Да, совершенно верно, невозможно взять и заявить, что у нас создан институт наставничества. Для этого нужно время. Мы пришли к пониманию того, что необходимо периодически собирать вместе наставников и наставляемых. Мы стали это делать в формате клуба, где представители двух сторон собираются, знакомятся друг с другом, делятся между собой какими-то проблемами. Причем проблемы касаются не только наставничества, но и предпринимательства в целом. Вначале этот клуб собирался раз в квартал по нашей инициативе, а сейчас он собирается раз в месяц по инициативе самих наставников. Прошло пять лет, и те молодые ребята, которые первыми прошли через систему наставничества, сегодня сами становятся наставниками. Причем они еще тоньше чувствуют начинающих предпринимателей, поскольку сами прошли через все это. Получилась некая система преемственности.

- Кто проводит выбор наставников?

- Дело в том, что все, что мы делаем, происходит в рамках программы «Молодежный бизнес в России». Сейчас мы хотим, чтобы предприниматели сами активно включались в эту программу. Роль предпринимательских объединений заключается в том, чтобы отобрать правильных наставников. Отсев происходит очень просто - постоянный мониторинг пар приводит к тому, что наставляемые сами приходят с жалобами на своих наставников. Ведь наставник - это человек, который не стремится получить финансовую выгоду, а на добровольной и бесплатной основе готовый помочь начинающим бизнесменам. Поэтому мы сразу договариваемся, что наставник в течение первого этапа (в среднем это год) не может быть инвестором или партнером. Получается, что наставник - это некий внешний бесплатный ресурс для начинающих предпринимателей. Если в дальнейшем наставник и наставляемый решат создать общий бизнес, то тут никаких запретов нет. Если подобная идея придет раньше, то в этом случае лучше прекратить отношения по системе наставничества и заняться партнерским бизнесом. Что касается наставника, то здесь на передний план выходят прежде всего социальные мотивации.

- Я слышал, что в конце этого года вы проводите форум, посвященный наставничеству?

- Да, в декабре мы планируем провести Международный форум наставничества и предпринимательства. Кроме наставников и наставляемых туда будут приглашены представители регионов, для того чтобы они увидели, что начинающему бизнесу необходимо оказывать комплексную помощь, в том числе и через систему наставничества. Также будут руководители предпринимательских объединений, чтобы они потом внутри своих организаций активизировали деятельность для развития наставничества. Форум международный, поэтому кроме российских участников мы ожидаем гостей из таких стран, как Аргентина, Индия, Великобритания, Нидерланды и др. От Казахстана также ожидаются гости, заинтересованные в развитии наставничества у вас в стране.

- И какие же шансы у нашей республики на этом пути?

- Я недавно был в Монголии, там программу развития молодежного предпринимательства запустили еще полтора года назад. Сейчас спустя некоторое время, набив себе шишки, они добились определенных результатов. В практическом плане Монголия сейчас опережают вашу страну, но Казахстан благодаря своему потенциалу, по моему мнению, в скором времени сможет опередить не только Монголию, но и ряд других стран. Здесь все зависит от количества социально-активных предпринимателей в обществе.

- А не повредит ли развитию бизнеса и, соответственно, экономики создание тепличных условий для молодых предпринимателей?

- Здесь дело не в тепличности. Я считаю, что государство и предпринимательские организации должны в первую очередь уделять внимание начинающим бизнесменам. Законодательно можно выделять этот термин, а можно и не выделять. Это не принципиально! Но поддержка молодых нужна, потому что если человек начинает бизнес в 40 лет, у него уже есть жизненный опыт, какие-либо финансы и связи. Когда бизнес начинает молодой, то ему сложно получить финансовые ресурсы, ведь у него нет ни залога, ни поручителя. Кроме того, в кризисный период молодым людям тяжелее найти работу, и они первыми ее теряют как наемные работники. Плюс наши вузы еще слабо обучают предпринимательству и в основном выпускают наемных работников по своей психологии поведения. Кстати, по данным ООН, нынешнее поколение молодежи - самое большое по численности за всю нашу историю, при этом среди них самый большой процент явной и скрытой безработицы. Это свидетельствует о большой проблеме поиска работы среди молодежи, и одним из возможных путей выхода стало бы создание чего-то как для самого себя, так и для своих друзей, то есть налицо самозанятость и создание дополнительных рабочих мест для своих сверстников.

Виталий Краснов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить