Нефть есть, а бензина нет
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 2294
-
12 Нояб 2014
Чиновники обещают обеспечить Казахстан бензином после 2016 года, а пока нам приходится закупать ГСМ в России, Китае, Азербайджане и даже в Белоруссии. Наш корреспондент попытался ответить на вопрос - почему в нефтедобывающей стране постоянный дефицит бензина?
История вопроса
В Казахстане сегодня функционируют три нефтеперерабатывающих завода, построенных еще в прошлом веке, с общей мощностью переработки 18 млн. тонн нефти в год. Эти заводы расположены в южной, западной и северо-восточной областях республики. Такое расположение объясняется двумя основными факторами. Первый: близость к основным нефтепроводам. Второй: в бывшем СССР заводы возводились по принципу обеспечения географического региона, независимо от территориального подчинения. В результате Павлодарский завод был построен в расчете на удовлетворение потребностей северных областей Казахстана и приграничных областей России, Шымкентский - юга республики и Ташкентской области Узбекистана. В то же время большинство центральных и северных областей Казахстана обеспечивались продукцией с нефтеперерабатывающих заводов России. Они были построены вблизи границы Казахстана и с распадом СССР перешли под юрисдикцию соседней страны, создав дисбаланс в обеспечении областей Казахстана нефтепродуктами и став конкурентами отечественным НПЗ на этом рынке.
Суммарных производственных мощностей отечественных НПЗ достаточно для выработки около 4 млн. тонн автомобильного топлива при общей потребности в бензине 4,43 млн. тонн в год (прогноз на 2014 год). Но если взять реальное производство хотя бы Аи-92, то соотношение менее радужное.
- Мы потребляем в год бензина (Аи-92. - Прим. автора) 2,8 миллиона тонн, которым пользуется большинство населения страны, - говорит министр энергетики РК Владимир Школьник. - А производим его 1,8 миллиона тонн в год. При этом в текущем году наши НПЗ работают с нагрузкой в 105% по отношению к прошлому году.
Несмотря на увеличившуюся нагрузку, казахстанские НПЗ работают не в полную мощность. Причина в том, что им… не хватает нефти.
- Сегодня 7 млн. тонн нефти для наших НПЗ мы получаем из России, а наша нефть на 80% уходит на экспорт (в 2013 году - 72,1 млн. тонн. - Ред.), - объясняет данный факт главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК Олег Егоров. - Мы - хозяева лишь малой части наших углеродов. (Три четверти объема добываемой нефти, согласно заключенным договорам, принадлежит иностранным инвесторам. - Ред.) Поэтому заявления о том, что необходимо обязать компании поставлять нефть на наши НПЗ, ничего кроме улыбки вызвать не могут. Привлечь их можно только экономической выгодой, а это будет означать для потребителя более высокую стоимость литра бензина. Получается замкнутый круг.
По мнению эксперта, учитывая, что необходимые объемы ГСМ все-таки закупаются за рубежом, плюс поставки бензина из КНР, которые осуществляются по толлинговым схемам, нынешний дефицит бензина - это скорее результат влияния отдельных лиц, которые ожидают будущего повышения цен.
- Мы можем еще долго жить в такой ситуации и ждать, пока соседи поставят нам ГСМ, продлевая существующие договора и заключая новые. В такой ситуации новые повышения стоимости и изменения графиков поставки ГМС неизбежны, - считает Егоров.
Толлинг нам поможет?
Дефицит светлых нефтепродуктов в размере 1,2-2 миллиона тонн покрывается за счет импорта в основном из России. Один из вариантов решения вопроса - переработка нефти за пределами страны. К примеру, с 2013 года Казахстан проводил толлинговые операции с КНР на уровне 500 тысяч тонн нефти, получая взамен около 400 тысяч тонн бензина и керосина. По мнению специалистов, толлинг выгоден, когда в стране нет собственных мощностей. В Казахстане такие мощности есть, но они не используются. В мировой практике НПЗ загружены минимум на 90% от их проектной мощности, казахстанские - только на 60%. Кроме того, толлинг еще и экономически не выгоден. Из-за этого Казахстан в 2012-2013 годах потерял около 57 миллионов долларов налогов. Поставляемая нефть была освобождена от уплаты 47,5 миллиона долларов рентного налога на экспорт и 9,7 миллиона долларов налогов на добычу полезных ископаемых.
Бензин будет…но через два года
Как сообщил первый вице-министр энергетики республики Узакбай Карабалин, после завершения модернизации трех казахстанских НПЗ производство автомобильных бензинов вырастет более чем в два раза. Карабалин также напомнил, что 100-процентная обеспеченность нефтью отечественных НПЗ ожидается после 2016 года. (Правда, при этом Карабалин не уточнил, почему через два года иностранные инвесторы согласятся пойти на сокращение своих прибылей. - Ред.)
Основной упор делается на Шымкентский НПЗ, где планируется увеличить мощность с переработки 6 млн. тонн нефти до 12 млн. тонн. Подобные планы вызывают у экспертов недоумение.
- Такой рост мощностей сопоставим по масштабам со строительством нового НПЗ, - говорит Олег Егоров. - Во-первых, на какой территории произойдет это расширение, ведь НПЗ в Шымкенте находится практически в центре города. Во-вторых, не очень понятно, за счет чего будут увеличены в два раза поставки нефти на завод. Ведь даже сегодня наши заводы загружены лишь на 60% от мощностей. Поэтому я предлагаю построить новый завод на западе Казахстана, вблизи г. Актау, сырьем для которого должна послужить маслянистая нефть месторождений Узень, Жетыбай и других. В связи с тем, что до сих пор в Казахстан ввозится извне 100% различных сортов масел (цена 1 тонны имеет широкий диапазон - от 1200 долларов и выше), реализация этого проекта заложит основу для развития нового производства.
Данные шаги, по мнению эксперта, помогут не только обеспечить республику собственным бензином, но и будут способствовать развитию собственной разветвленной базы нефтегазопереработки и нефтехимии. Что в свою очередь поможет Казахстану, во-первых, обеспечить растущие потребности в исходных ресурсах углеводородов, во-вторых, улучшит наш торговый потенциал, так как конечная продукция этих производств (синтетические волокна, красители, растворители, лаки) представляет собой достаточно выгодную статью экспорта, о чем свидетельствует постоянно растущий спрос на мировых рынках.
- Мировой опыт таких стран, как Китай и Германия, - продолжает Олег Егоров, - свидетельствует о том, что такое строительство можно осуществить за три года с вложением средств в пределах 5 млрд. долларов. Нежелание развивать эту сферу и решать вопросы переработки сырья - основная причина дефицита ГСМ.
P.S. По заверению правительства, из перманентного периода дефицита бензина после 2016 года мы войдем в эру «ГСМ-изобилия». Пока же, как говорится, воз и ныне там. Сегодня для спасения рынка ГСМ правительство старается найти дополнительные источники поставок бензина. Так, контракт на шесть тысячи тонн из Азербайджана пока заморожен. Исходя из этого, для обеспечения потребностей внутреннего рынка нефтепродуктов Казахстана в октябре ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» осуществило фактическую поставку бензина Аи-92 в количестве 42,3 тысячи тонн из РФ. Также сообщается, что в настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути еще 37,2 тысяч тонн бензина марки Аи-92/93, которые прибудут на днях.
Кстати, получается, что не избавившись от импортной зависимости за более чем 20 лет суверенитета, сегодня у нас неплохо получается закупать бензин себе в убыток. Судите сами, розничная цена бензина (Аи-92) для наших автолюбителей - 128 тенге за литр, тогда как в России она составляет 145 тенге за литр, в Азербайджане - 161 тенге, а в Белоруссии - 180 тенге.
Справка «КП»
Толлинг (от англ. toll «пошлина») - переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции. Механизм толлинга в общем случае представляет собой переработку иностранного сырья с соблюдением предусмотренного таможенного режима «Переработка товаров на таможенной территории». Применение данного таможенного режима позволяет ввозить сырье и вывозить готовую продукцию беспошлинно.
Виталий Краснов.