Жажда у бензоколонки
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 1642
-
29 Окт 2014
В Алматы эксперты размышляли - почему в стране дефицит ГСМ?
Главным вопросом встречи, организованной аналитической группой «Кипр», стали меры, которые предпринимаются для обеспечения страны достаточными объемами горючки.
В Казахстане (и ведь такая ситуация у нас складывается ежегодно) дефицит ГСМ в этом году достиг критических масштабов. Практически все казахстанские автомобилисты столкнулись с нехваткой бензина и дизтоплива, большими очередями и талонами на АЗС. Не решило проблем и августовское подорожание «92-го». Такое положение дел отрицательно сказывается на экономике страны и социальном самочувствии простых казахстанцев.
Повышение цен на бензин привело к росту услуг перевозчиков. Эффект домино увеличил затраты отечественных производителей, особенно сельхозпродукции. В конечном результате дорожает стоимость жизни для рядовых граждан.
Позицию правительства озвучил главный эксперт Департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Нурбек Амангелдыулы.
- Производственные мощности казахстанских НПЗ не покрывают всей потребности внутреннего рынка страны по светлым видам нефтепродуктов, - констатировал он. - При полной загрузке НПЗ дефицит топлива составляет 30-40%, восполняется за счет импорта из России и других стран.
По его словам, причинами, повлекшими дефицит, стали корректировка национальной валюты, увеличение разницы в ценах на ГСМ на оптовом и розничном рынках РФ, аварийные остановки НПЗ в России, увеличение потребления в России и сохранение низкого уровня цен в РК.
Выход из этого положения эксперт видит в расширении географии импорта нефтепродуктов (Беларусь, Азербайджан), завершении реконструкции и модернизации отечественных НПЗ в 2016 году, снижении ставок на транспорт с гибридным двигателем или двигателем на сжиженном газе, расширении мощностей Шымкентского НПЗ с 6,0 млн. тонн до 12,0 млн. тонн, поставке нефти на внутренний рынок с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, создании стабилизационного резерва бензина марки Аи-92/93 и т. д.
Однако ряд экспертов назвали предложенные правительством шаги «половинчатыми», которые не решат проблему дефицита, а лишь ненадолго смягчат ее. Так, главный научный сотрудник Института экономики Олег Егоров предположил, что без строительства еще одного НПЗ проблему дефицита ГСМ не решить.
Другого мнения придерживается директор консалтинговой компании «Ulagat Business Group» Марат Каирленов. Он считает, что вместо крупных НПЗ надо развивать мини-заводы, которые легче будут подстраиваться под рыночную конъюнктуру. А председатель Союза потребителей финансовых услуг Айдар Алибаев уверен, что главная проблема - в монополизации рынка ГСМ и сговоре основных игроков.
В целом специалисты сошлись во мнении: несмотря на то, что в Казахстане есть собственная нефть, в ближайшие годы республика будет зависеть от импортной горючки, значит, дальнейший рост цен на бензин неизбежен.
Виталий Краснов.