Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика На высоких скоростях ­ в будущее

На высоких скоростях ­ в будущее

В канун 110­летия железных дорог Казахстана и профессионального праздника Дня работников транспорта думается о том, что на рельсах магистрали действует одно из сильных профсоюзных движений

в Казахстане, вклад которого в социальную стабильность в отрасли

и стране и целом заслуживает отдельного разговора.

История железной дороги Казахстана богата на героические и памятные события: открытие угольных карьеров, Победа в Великой Отечественной войне, поднятая целина, создание космодрома «Байконур» и многое другое.

Сегодня железнодорожная компания «Казахстан темір жолы» на высокой скорости движется в будущее. Важное место в этом стремительном «поезде» занимает вагон под названием «профсоюз».

Формирование профсоюзного движения на железной дороге началось во времена развития железнодорожного строительства. В 1900­х годах начал формироваться казахстанский рабочий класс, соответственно, появился и проф­союз.

Социально-экономическое положение, жилищно-бытовые условия жизни рабочих, строивших железные дороги Транссиб, Оренбург-Ташкент, Турксиб, по сути, вчерашних крестьян, перебравшихся в поисках лучшей доли поближе к точкам промышленного развития, были чрезвычайно тяжелые. Рабочий день длился 14­-16 часов, отсутствовали элементарные условия труда и отдыха.

На Спасском медеплавильном заводе, Экибастузском, Карагандинском, Успенском рудниках, в шахтах рабочие и участники строительства железных дорог часто проводили стихийные стачки. Они требовали повышения зарплаты, сокращения рабочего времени, улучшения жилищно-бытовых условий.

Побед и поражений у представителей работников было немало, но тот факт, что 4 марта 1906 года царское правительство принимает закон «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц в торговых и промышленных предприятиях или для владельцев этих предприятий», говорит об обретении проф­союзами страны правового статуса. Однако тот же закон лишил права на объединение в профсоюзы железнодорожников, работников поч­ты, телеграфа, банков, всех госучреждений, сельскохозяйственных рабочих. Проф­союзы ушли в подполье и легализовались лишь после Февральской и Октябрьской революций 1917 года.

В годы Великой Отечественной войны профсоюзы Казахстана участвовали в осуществлении невиданных по масштабу мероприя­тий по переводу народного хозяйства на военный лад. Профсоюзы принимали непосредственное участие в быстрейшем монтаже эвакуированных предприятий, комплектовании их специалистами и квалифицированными рабочими, скорейшем выпуске военной продукции. Активная военно-мобилизационная работа профсоюзов, их разносторонняя помощь в подготовке боевых резервов Красной Армии сыграли важную роль в обеспечении победы над врагом.

Глядя в прошлое, можно отметить, что профсоюзы при всех ограничениях были для людей труда определенной гарантией той самой уверенности в завтрашнем дне.

После крушения советской страны профдвижение в новых независимых государствах оказалось на совершенно пустом нормативном поле: прежние союзные законы утратили силу, а новые еще не были созданы. Нацио­нальные профцентры, отраслевые профсоюзы были абсолютно не защищены законодательно. К примеру, в Казахстане новый Закон о профсоюзах вступил в действие только в апреле 1993 года.

Являясь членской организацией Федерации профсоюзов Республики Казахстан, профсоюз железнодорожников принимал непосредственное участие в разработке и принятии таких важных законов, как: «О коллективных договорах», «Об охране труда», «О профессиональных союзах», «О минимальной заработной плате», «О пенсионном обеспечении» и других. Эта работа продолжается и в настоящее время. Каждый законопроект, имеющий социальную значимость, обязательно обсуждается не только в рабочих группах, создаваемых федерацией, но и в членских организациях, в коллективах работников. Особую значимость имеет работа по регулированию социально-трудовых отношений.

На железнодорожном транспорте с 1993 года сформирован новый тип социально-трудовых отношений ­ система социального партнерства, основанная на принципах равноправного участия работодателя и представителей работников.

Подготовленные проф­союзом железнодорожников и принятые в начале 1990­х первые Отраслевые соглашения заложили прочный фундамент развития принципов социального партнерства, создали основу договорной работы профсоюза и руководства АО «НК «КТЖ».

Тесное взаимодействие руководства «Казахстан темір жолы» и профсоюза железнодорожников осуществляется на всех уровнях управления. Это позволило путем заключаемых Отраслевого соглашения и Коллективных договоров создать механизм социальной защиты тружеников отрасли.

Профсоюз железнодорожников последовательно проводит работу, направленную на стабильность в коллективах. Железная дорога подает пример серьезнейшего подхода к социальным вопросам жизни коллективов: работающие Коллективные договоры, своевременная выплата заработной платы, поддержка ветеранов­железнодорожников, социальные льготы и гарантии молодежи, льготы сверх предусмотренных законодательством для работников и членов их семей.

В преддверии 110­летия железных дорог Казахстана и профессионального праздника Дня работников транспорта желаю всем работникам и ветеранам отрасли сохранить тот потенциал, который наработала железная дорога, развить и приумножить его, всем железнодорожникам ­ успехов, стабильности, уверенности в будущем.

Оразгали Ахметбаев, председатель профсоюза железнодорожников РК.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить