Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика Золотой поток на синей волне

Золотой поток на синей волне

Более 61 тысячи тонн казахстанского зерна перевезли в Иран два сухогрузных судна «Бекет Ата» и «Туркестан» с того момента, как они начали ходить под флагом Казахстана по Каспийскому морю. Эти суда мультимодальная логистическая компания «KTZ Express»,  дочернее предприятие АО «НК «КТЖ», приобрела в прошлом году специально для обеспечения перевозки грузов на Каспии. С тех   пор они успешно выполняют поставленную задачу. И в эти дни 110-летия железной дороги Казахстана успехи таких международных транспортировок - лучший подарок труженикам магистралей.

Только на счету «Бекет Ата» уже почти 35 тысяч тонн казахстанского зерна, перевезенного в Иран.

- Мы загрузили более 5 тысяч тонн ячменя и повезем его в иранский порт Амирабад, - говорит перед выходом в море капитан Игорь Бородин. - Только наш сменный экипаж уже транспортировал за короткий период 9 тысяч 600 тонн зерна. Всего же начиная с первого рейса в марте «Бекет Ата» перевез 14 352 тонны ячменя и 14 100 - пшеницы. Вместе с сегодняшним ячменем транспортировано в общей сложности 35 тысяч тонн зерна.

Теплоход прибыл из Азербайджана, куда добирался из Ирана. И, постояв на рейде несколько часов, пришвартовался к зерновому причалу Актауского морского порта.

- Наш хоумпорт в Актау, здесь грузимся, в основном, зерновыми: пшеница, ячмень, и везем в северные порты Ирана. Там забираем цемент в биг-бэгах, другие стройматериалы для азербайджанских клиентов, - поясняет капитан.

Рейс у судна считается от момента выгрузки до следующей - груз выгрузили, начался следующий рейс. И таковых было уже немало. «Бекет Ата» знают в Амирабаде, Ферийдун-Кенаре, Ноушахре, Баку и Говсане, других каспийских портах.

Для теплохода нынешний рейс 13-й по счету, а для экипажа Бородина, который заступил на вахту 22 мая, сменив Андрея Изюмова, - третий. Две сменные команды работают на судне по четыре месяца.

 Интересуемся у капитана, насколько цифра 13 критична.

- Я не суеверный, никаких предпосылок для волнений нет, - спокоен моряк.

Свой нынешний теплоход он принимал еще на заводе, сразу после его постройки в 2009 году на Петрозаводском судостроительном заводе. Кстати, судно было построено одиннадцатым по счету в серии из двенадцати собратьев, а вот 13-е по традиции не строят. Как и положено, при спуске со стапелей была разбита бутылка шампанского, пробка от которого теперь хранится в кают-компании. При хозяйке, которой тогда была известная российская миллионерша Марина Варварина, судно плавало под Панамским флагом.

- Русский север вокруг Северного Ледовитого океана - Северное и Белое моря. Затем - Атлантика, Британия, Гибралтар, Средиземное море, Канарские острова, Черное и Азовское моря - все это наши маршруты, - перечисляет Бородин.

В прошлом году морская судьба забросила его вместе со всем экипажем в Казахстан, когда теплоход был приобретен компанией KTZ-Express. Коллектив пожелал остаться работать на родном судне под новым именем и новым флагом.

Атлантику и Северный Ледовитый поменяли на Каспий.

- Попугаи, пальмы и обезьяны привлекают в молодости. Сейчас мне важно работать, выполнять свое дело качественно и получать за это соответствующее вознаграждение, - поясняет старший механик Николай Фомин. - В Содружестве наших государств рабочая сила имеет возможность перемещаться туда, где ей удобно. Сам я родом из Карелии. За свою жизнь побывал в разных частях света. Куда плывет наш пароход, туда и я вместе с ним. Для меня это главное. Служба на одном судне долгие годы - большая привилегия. Считаю, что в данном случае «награда нашла героя».

Экипаж гордится тем, что «Бекет Ата» современное, построенное по мировым стандартам судно, очень маневренное и достаточно легкое в управлении. Оснащено двумя главными двигателями новой конструкции, которые обеспечивают эксплуатационный ход в море 10,5 узлов, что является достаточно хорошей и эффективной скоростью работы в Каспийском регионе. Оно хорошо подходит для этого района плавания. Используя полную грузоподъемность и принимая на борт груз весом чуть более 5 тысяч тонн, судно имеет осадку 4 метра 79 см. Это оптимальный вариант для каспийских портов, в том числе иранских, где судоходство зачастую лимитируется проходной осадкой в 5 метров.

- Выгодно эксплуатировать такие новые современные суда, - считает капитан.

Маневренные характеристики судна позволяют не использовать буксиры при швартовке к причалу. Хотя, несомненно, в этом деле многое зависит от профессионализма капитана.

- Когда мы работали в Британии, Голландии, Швеции, Португалии, - рассказывает моряк, - приходилось заходить в такие места, где запасы с бортов не превышают 60 сантиметров. Или несколько мостов расположены один за другим через 500 метров. И пароход пропустят только после того, как по мосту пройдет бабушка с собачкой, проедет велосипедист или любой другой налогоплательщик. После прохождения очередного моста надо держаться в неподвижном состоянии минут 30-40, пока перед тобой не разведут следующий.

В любом регионе есть своя специфика работы. Каспий - море небольшое по расстояниям, если раньше переходы были по 20 суток, то сейчас от порта до порта для «Бекет Ата» плыть максимум двое суток в одну сторону. Экипаж Бородина не попадал в шторм на Каспии, но знает, что они здесь достаточно жесткие.

- Волна здесь короткая, крутая и тяжелая. Здесь не океан, где волна длиннее парохода. Но с нашими данными они нам не страшны. Судно настолько качественное и быстроходное, что при получении прогноза, уверен, мы всегда сможем уйти в какое-то убежище. Потому что прогнозы получаем за сутки, а за это время я могу море с одной стороны до другой проскочить, - уверяет капитан.

При получении штормового предупреждения команда пытается где-то укрыться, переждать стихию. По своей конструкции «Бекет Ата» имеет ограничения на плавание в открытом море при высоте волны 7 метров с трехпроцентным обеспечением. То есть когда из ста волн как минимум три будут высотой 7 метров, судно не имеет права выходить в открытое море. А Каспий в осенний и зимний периоды очень не ласковое море. И волны в это время бывают сравнимы с атлантическими: до 8 метров.

- Попасть в шторм - это недоработка капитана, - делится он. - Когда планируешь переход, сверяешься с прогнозом погоды и маршрут выбираешь оптимальный. Шторм - это возможное повреждение судна. Скорость движения замедляется, расход топлива увеличивается. Энергозатраты максимальны, а прибыли никакой. Вместо приближения к цели - на месте стоишь.

Но сегодня погода благоприятная. Актау-радио передало в эфир отмену штормового предупреждения, объявленного накануне. Поэтому вахтенная команда, оперативно загрузив зерно в трюмы, пополнив запасы воды и продовольствия, докладывает капитану о готовности судна. На рассвете боцман Игорь Степанов снимается с якоря.

И «Бекет Ата» с экипажем Бородина, состоящим из 10 человек, берет курс на Иран. Сегодня на борту пополнение. В коллектив влился новый матрос. 26-летний казахстанец Виталий Янчеренко - не новичок в морском деле. Родился и вырос в Актау, выучился на матроса в Астрахани, три года ходил по Каспию поваром-матросом на буксирах «Казмортрансфлота». Когда узнал о вакансии на «Бекет Ата», отправил свое резюме, успешно прошел собеседование.

- С командой познакомились. Спокойная работа, дружный коллектив. В свободное время можно книги читать, заниматься спортом - я боксом увлекаюсь, - говорит Виталий.

На берегу единственного кормильца будут ждать мама, сестра и братишка. С первой зарплаты обязательно привезет им подарки. С выходом в рейс начинается рабочий день, предстоит покраска судна, по необходимости сварочные работы. Здесь строго следят, чтобы пароход выглядел опрятно и был красивым.

А пока - четыре часа вахты, восемь - отдыха. Таков график всей команды, включая капитана. Круглые сутки и месяцы. Сейчас на вахте одна смена, в 12 часов придет другая, через 4 часа - третья. И каждый выполняет работу за двоих. Даже капитан на этих судах, не освобожденный, выполняет обязанности вахтенного штурмана.

И только кок - профессия круглосуточная и единичная. Алена Порфирьева стряпает все - рыбку посолит, супчик приготовит, отбивной побалует.

На судне важно создать условия, чтобы комфортно было всем. У команды не только будни общие, но и праздники. На днях будут отмечать день рождения капитана. Соберутся все на палубе под навесом, накроют праздничный стол.

- Это традиция. Где будет судно, там и будем отмечать. Должна быть свободная минута. Конечно, бывают неотложные работы, когда и обычный обед иногда отменяется. Но когда есть возможность, праздник всегда состоится, - говорит Игорь Бородин. - На судне проходит наша жизнь. Поэтому коллектив формируется и знает, что каждый здесь хорошо отработает, хорошо заработает, и дома будет обеспечена его семья, его тыл.

Ирина Бектиярова, Алматы-Актау-Алматы.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить