КТЖ инвестирует в инновации
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 4989
-
12 Май 2014
Научно-практическая конференция «Стратегия инновационно-технологического развития железнодорожной отрасли Казахстана» прошла в Астане в рамках 60-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ.
В мероприятии приняли участие руководители 18-ти железнодорожных администраций: Казахстана, России, Азербайджана, Армении, Беларуси, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Грузии, Латвии, Болгарии, Финляндии, Литвы, Эстонии и Ирана. Участники обменялись практическим опытом в области технологий, механизмов финансирования и методов прогнозирования инновационного развития.
Курс - на передовые технологии
Как отметил президент АО «НК «Kазаkстан темір жолы» Аскар Мамин, компания проводит курс на активное внедрение инновационных решений во всех хозяйствах и филиалах: грузовых и пассажирских перевозках, в сфере содержания и обслуживания инф-раструктуры. В декабре 2013 года Совет директоров компании утвердил Стратегию инновационно-технологического развития КТЖ до 2018 года. Она сосредоточена на трансферте мировых технологий, а также собственных новаторских разработках, развитии научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, внедрении новейших автоматизированных систем управления.
- В рамках реализации инновационной стратегии компания осуществила трансферт технологий мировых лидеров - таких как General Electric, Siemens, Alstom, Bombardier, Talgo, Tetra. Вместе с тем особое внимание мы уделяем разработке собственных ноу-хау в сфере проектирования и интеграции производственных комплексов на основе технологических компонентов и решений мировых вендоров, - проинформировал Аскар Мамин.
Благодаря реализации инновационной политики значительно улучшены показатели производительности, энергоэффективности, охраны окружающей среды и безопасности движения поездов.
- Модернизация технического комплекса и внед-рение инноваций в производственные процессы позволили в период с 2010-го по 2013 год получить экономический эффект в размере 560 миллионов долларов США, а накопленный экономический эффект до 2020 года составит 3,3 миллиарда долларов США, - сообщил Аскар Мамин.
Так, масштабные инвестиции последних лет позволили переломить многолетний тренд накопления износа по всем основным видам активов. В результате в 2013 году по сравнению с 2008 годом износ локомотивов снизился с 78% до 64%, пассажирских вагонов - с 75% до 58%, грузовых вагонов - с 71% до 46%. При этом потребности в обновлении производственных активов КТЖ обеспечивает в основном продукцией собственного производства. К 2020 году компания планирует снизить уровень износа локомотивов до 40%, грузовых вагонов - до 43%, пассажирских вагонов - до 40%.
Собственное производство
В 2009 году в Астане открыт завод по сборке локомотивов нового поколения ТЭ33А. Как рассказал технический директор АО «Локомотив º½растыру зауыты» Виктор Перминов, локомотивы собираются по новейшей технологии компании General Electric (США) и являются конкурентоспособным продуктом на мировом рынке. Интерес к продукции отечественного машиностроения уже проявили железнодорожные администрации других стран. Производственная мощность завода составляет 100 локомотивов в год. На данный момент произведено 265 локомотивов, в том числе 19 - на экспорт. В этом году на заводе организуется выпуск магистральных пассажирских тепловозов с конструкционной скоростью 160 километров в час.
В 2012 году состоялся запуск нового завода по производству современных скоростных пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго». Проектная мощность предприятия - 150 вагонов в год. Уже выпущено 212 пассажирских вагонов различных серий. По словам технического директора ТОО «Тулпар-Тальго» Адельжана Шоманова, эти поезда расходуют меньше топлива за счет легкости конструкции и гибридной системы жизнеобеспечения. А независимая подвеска колес, шарнирное соединение вагонов и адаптированность к климатическим условиям Казахстана обеспечивают комфорт пассажиров в пути и высокий уровень безопасности движения.
Кроме того, в 2012 году совместно с компанией «Алстом» и ЗАО «Трансмашхолдинг» запущен завод по производству высокоэффективных грузовых и скоростных пассажирских электровозов мощностью 50 локомотивов в год.
Производимый КТЖ высокотехнологичный подвижной состав, поставляемый на смену отработавшим свой ресурс вагонам и локомотивам, обеспечивает снижение потребления ресурсов за счет более высокой производительности, надежности, энергоэффективности, а также меньшей потребности в обслуживании и ремонте.
Новые проекты
- В 2014 году завершается строительство рельсобалочного завода по технологии Сименс Фест Альпина совместно с ТОО «Транспортные технологии» мощностью 430 тысяч тонн проката в год, в том числе 200 тысяч тонн рельс длиной 120 метров. Особенностью внедряемой технологии является инновационный процесс дифференцированного термоупрочнения рельса, - сообщил президент АО «НК «²азаºстан темір жолы» Аскар Мамин.
Совместно с компаниями General Electric и «Трансмашдизель» реализуется проект по организации производства дизельных двигателей общей мощностью 300 единиц в год. Выпуск нового дизельного двигателя намечен на декабрь 2014 года.
Еще одной инновацией КТЖ стало внедрение информационной системы моделирования движения поездов MultiRail. Она предусматривает переход от «тоннажной» к «рейсовой» модели организации перевозочного процесса, при которой грузовые поезда отправляются со станций в соответствии с установленным графиком движения. В результате внедрения системы MultiRail многократно повышена эффективность процесса планирования перевозок: увеличена производительность локомотивов, сокращен оборот грузовых вагонов, уменьшен простой вагонов на технических станциях.
КТЖ также внедрило в работу ряд автоматизированных систем управления (АСУ). Так, АСУ договорной и коммерческой работы позволило реализовать web-технологию приема и обработки заявок грузоотправителей в режиме реального времени. Время обработки заявки сокращено с 5 суток до одного часа, в результате чего в 2013 году на 2 миллиона тонн увеличена погрузка вагонов по сравнению с планом.
Одним из крупных проектов по энергосбережению является АСУ «Энергодиспетчерская тяга». Как отметил исполнительный директор АО «Транстелеком» Владимир Соболев, основная цель проекта - снижение расхода топливно--энергетических ресурсов на тягу. Попутная задача - комплексная автоматизация бизнес-процессов в локомотивном хозяйстве за счет внедрения элект-ронного маршрута машиниста. Как ожидается, эффект от внедрения системы составит 13% годового потребления дизельного топлива и до 7% - электроэнергии.
Кроме того, КТЖ совместно с компанией Сименс разработана инновационная технология управления движением поездов KTCS, обеспечивающая повышение пропускной способности участков сети, сокращение эксплуатационных расходов, снижение энерго- и ресурсопотребления, а также снижение износа пути и подвижного состава.
В ходе научно-практической конференции также выступил президент ОАО «РЖД» - председатель Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ Владимир Якунин. Он проинформировал об опыте инновационного развития компании «Российские железные дороги». В частности, рассказал о разработанной интеллектуальной системе управления движением поездов, примененной для транспортного обслуживания зимних Олимпийских игр в Сочи. Глава РЖД также сообщил участникам заседания об одном из ключевых решений энергосбережения, реализуемых в компании, - локомотивах, работающих на сжиженном природном газе. Владимир Якунин также отметил важность обмена мнениями в области развития инженерно-технической инновационной мысли и предложил проводить подобные научно-практические конференции в рамках каждого заседания Совета по железнодорожному транспорту.
Юлия Нитченко, Астана.