Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Сб11232024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика Бензиновые выкрутасы

Бензиновые выкрутасы

На свою зарплату казахстанец может купить бензина в 5 раз меньше, чем американец.

Цена на бензин наряду с хлебом всегда была «лакмусовой бумагой» состояния экономики любой страны. Мы решили выяснить степень доступности ГСМ по отношению к доходам казахстанцев.

 

Для начала сравним, как изменялись стоимость бензина и средняя зарплата в Казахстане с 2012-го по 2014 год.

В целом рост дохода среднестатистического казахстанца опережал рост цен на бензин. Если стоимость бензина ежегодно поднималась на  4-5%, то зарплата в Казахстане увеличивалась на 6-7%. В то же время о доступности бензина лучше судить не по стоимости, а по тому количеству топлива, которое может приобрести гражданин на свою зарплату. Так, если в 2012 году автолюбитель мог приобрести 871,1 литра бензина, то в 2014 году - уже 912,6 литра.

Теперь для сравнения возьмем еще две страны - Россию, США, где цена бензина в силу больших расстояний выглядит критичной для развития экономики. Если сравнивать эти две страны по стоимости бензина, то она практически одинаковая. Правда, в связи с понижением курса рубля по отношению к доллару бензин в России пока стоит немного дешевле, чем в Соединенных Штатах.

Взяв во внимание стоимость бензина в России и сравнив ее с ценами в Казахстане,  получится, что, несмотря на разность доходов граждан этих стран, величина доступности бензина практически одинакова.

Куда более существенная разница будет в сравнении с США. В Штатах благодаря более высокой планке среднего дохода граждане могут приобрести более пяти тысяч литров бензина (марка Regular - аналог марки АИ-92).

Как видно из таблицы, цены на автомобильное топливо в США упали в среднем на 1,5%. Это во многом, как считают эксперты, обусловлено снижающейся динамикой цены на нефть.

В Таможенном союзе цены на автомобильное топливо, наоборот, росли. К сожалению, бензин в Казахстане, как и в России, дорожает практически в любых условиях: и когда мировые цены на нефть растут, и когда они падают, и когда они не меняются. Можно с уверенностью говорить, что цена на бензин в странах Таможенного союза растет постоянно, лишь замедляя или ускоряя темпы.

При этом уровень добычи нефти никак не влияет на стоимость ГСМ. Так, на днях в мажилисе РК отчитывался министр нефти и газа Узакбай Карабалин. Он заявил, что в стране достигнут новый рекордный уровень в добыче нефти - 81,8 млн. тонн. При этом экспорт нефти впервые достиг более 72 млн. тонн. В свою очередь объем переработки нефти составил 14,3 млн. тонн.

- Мы сейчас уверенно стоим на тех ценах, которые имеем. Наши заводы работают в полной мере. Я думаю, что до середины года можно спокойно ездить без повышения цен, а до этого времени мы уже отрабатываем механизмы поставок из России, - сказал Карабалин.

Он пояснил, что после девальвации тенге число желающих завозить ГСМ из России резко сократилось.

- Сегодня такую нагрузку на себя берет национальная компания «КазМунайГаз», и даже если придется работать в убыток для того, чтобы сохранить цену на рынке, национальная компания будет этим делом заниматься, - отметил министр.

«Немножко вопреки законам рынка, но, тем не менее, есть такое поручение, и компания будет работать в этом направлении», - добавил Карабалин.

Как отмечают эксперты, несмотря на заявления министра нефти и газа, скорое повышение цен на бензин в Казахстане - мера вынужденная и неизбежная. Это объясняется тем, что, несмот-ря на наличие трех НПЗ, Казахстан не в состоянии обеспечить себя бензином собственного производства и должен закупать значительные объемы из России и Китая.

Так что пока отечественный автолюбитель может только позавидовать жителям США и надеяться, что сможет в ближайшее время преодолеть планку хотя бы в тысячу литров бензина в перерасчете на одну среднюю зарплату.

Виталий Краснов.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить