КАЗАХСТАН ЗАНИМАЕТ 52 МЕСТО СРЕДИ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 786
-
22 Нояб 2017
Более 800 товаров обрабатывающего сектора экспортирует Казахстан сегодня в 113 стран мира. Республика является мировым лидером по поставкам урана, меди, титана, ферросплавов, желтого фосфора, муки, хлопкового масла, пшеницы, семян льна.
За последние пять лет существенно улучшилась качественная структура экспорта, треть поставляемой продукции за рубеж приходится на несырьевой сектор экономики.
Как отметил в ходе заседания правительства министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, по итогам 9 месяцев 2017 года экспорт обработанных товаров вырос на 22% и составил 11,1 млрд. долл. США. В частности, увеличились поставки ферросплавов, нефтепродуктов, меди, металлопроката, пропана и бутана, цинка. Доля обработанных товаров в общем объеме экспорта составляет 32%, что на 7% превышает показатель 2012 года (на 4% превышает показатель 2010 года - это начало реализации ГПИИР).
По его данным, сегодня Казахстан экспортирует электровозы, тепловозы в Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Украину. Автомобили, собранные в Казахстане, экспортируются в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай. Ведется работа по продвижению пассажирских вагонов, рельсов и продукции военно-промышленного комплекса казахстанского производства на экспорт.
Выросли также поставки трансформаторов отечественного производства на 60%. Недавно запущенный Уральский трансформаторный завод экспортирует 96% доли своей продукции за рубеж, прежде всего, в соседнюю Россию. Также наблюдается тенденция по увеличению экспорта аккумуляторов до 1,2 млн. штук почти на 35 млн. долл. США. Аккумуляторы начали экспортировать на Ближний Восток, Кавказ и Беларусь.
Большим спросом за рубежом пользуются, по словам Жениса Касымбека, и отечественные продукты питания. Суммарный объем экспорта составил более 2 млрд. долл. США, или 145 млн. тонн продукции. В частности, начались поставки мясной и птицеводческой продукции в Афганистан, ОАЭ и Иран, растительного масла и меда в Китай.
- Россия, Центральная Азия и Китай остаются основными рынками сбыта обработанной продукции казахстанского производства. С начала года в России открыто около 20 специализированных магазинов, реализующих только казахстанскую продукцию. Увеличивается доля присутствия казахстанских продуктов питания в российских магазинах и супермаркетах. Своевременная сервисная поддержка отечественного производства позволила занять 13% рынка соли в России, - отметил глава МИР.
В то же время объем экспорта обработанной продукции на китайский рынок составил 2,5 млрд. долл. США, из них 123 млн. долл. США приходится на экспорт готовой продукции.
- Частным бизнесом открыты торговые дома Казахстана в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Урумчи, через которые налажены поставки продуктов питания отечественных компаний. В Гонконг начаты поставки масла и сухого кобыльего молока. Наряду с этим наблюдается рост поставок казахстанской продукции в страны Центральной Азии на 30%. Суммарный объем экспорта в эти страны составил 1,5 млрд. долл. США, - отметил Женис Касымбек.
В целом, по его данным, в рамках сервисной поддержки отечественных экспортеров охвачено 1500 производителей, которые смогли заключить экспортные контракты более чем на 2 млрд. долл. США. Таким образом, 1 бюджетный тенге, затраченный на поддержку экспортеров, принес 37 тенге в виде экспортных контрактов. Помимо этого, были возмещены затраты 199 экспортерам на 1,6 млрд. тенге.
В свою очередь министр национальной экономики Тимур Сулейменов отметил необходимость увеличения объема финансовой поддержки экспортеров.
- Порядка 0,2-0,3% от ВВП направляется сегодня на поддержку экспорта. В некоторых странах этот показатель доходит до 4,5-5% от ВВП, это в тех странах, которые достигли прорыва в экспорте. Они значительные суммы направляют на поддержку и стимулирование экспорта, поэтому без наращивания финансовой поддержки со стороны государства в этом направлении тяжело будет реализовать наш экспортный потенциал, - пояснил министр.
Кроме того, по его словам, нужно предоставлять предпринимателям больше аналитической информации о рынках сбыта.
- Во многом предприниматели даже не знают о том, куда можно экспортировать, где существует спрос на их продукцию, какие тарифные, нетарифные меры, регулятивные режимы существуют в том или ином государстве. Самостоятельно предприятию средней руки очень сложно разобраться в требованиях законодательств, тем более, если это иностранное государство и его законодательство доступно максимум на английском языке. Поэтому компании «KazakhExport» необходимо развивать прогнозно-аналитическую функцию. Эти данные должны быть не только годовыми, но и системными, и постоянно обновляться, исходя из меняющегося регулятивного режима в странах высокого и приоритетного экспортного интереса, - резюмировал Сулейменов.
Оксана ДАИРОВА («КП» - Астана).