ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ В КАЗАХСТАНЕ: РАЗРЕШИТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ ВСЕ!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 1233
-
02 Авг 2017
Казахстан, с древности являясь стратегической частью Великого Шелкового пути, всегда был глубоко вовлечен в мировую торговлю. Генетическая память и современные экономические условия не оставляют нашу страну в стороне от новых трендов глобальной торговли. Казахстан по-прежнему активный участник торговых процессов, в том числе в интернете.
Во Всемирной сети сегодня можно купить и продать, пожалуй, какие угодно товары и услуги. И нет, наверное, ни одного уважающего себя магазина или компании, которые не имели бы своего онлайн «филиала» - интернет-торговля развивается стремительно. Естественно, казахстанцам не понадобилось много времени, чтобы оценить удобство покупок в интернете, это гораздо бОльший выбор плюс экономия времени и денег. Об этом говорят и цифры - ежегодно рынок ecommerce Казахстана растет на 25% (для сравнения: в Украине - на 30%).
Появление и растущую популярность маркетплейсов эксперты и вовсе называют феноменом (от англ. market - рынок и place - место. Онлайнплощадка, эдакий супермаркет для купли и продажи товаров и услуг, где информация от разных компаний собирается и систематизируется, а по запросу покупателя предоставляется в структурированном виде, что дает ему возможность сравнить, выбрать и сделать покупку).
- Новые покупатели все чаще делают выбор в их пользу - маркетплейсы растут в 19 раз быстрее, чем интернет-магазины, - поделился Николай Палиенко, генеральный директор EVO.company, одного из лидеров электронной коммерции в СНГ. - Связано это с тем, что первые универсальны и не боятся перепадов спроса на ту или иную категорию товаров. Какая бы категория ни росла, маркетплейсы растут вместе с ней, в отличие от интернет-магазинов, которые часто являются заложниками одной-двух категорий.
Действительно, сегодня маркетплейсы заполняют целые специализированные сферы, и многие казахстанцы ежедневно пользуются ими: бронируют жилье на Booking.com или AirBnB, отправляясь в отпуск за границу, или сами сдают его на этих сервисах, делают покупки на Amazon, Ebay или Satu.kz, заказывают такси через Uber.
Причем, если сравнивать казахстанских интернет-покупателей, например, с украинскими, то мы пока предпочитаем делать покупки на зарубежных маркетплейсах.
- Тем не менее за первое полугодие 2017 года жители Казахстана приобрели только на популярном сервисе Satu.kz товаров на 33 миллиона долларов, а это на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года, - поделился Иван Портной, руководитель маркетплейса Satu.kz. - И хотя количество заказов уменьшилось, средний чек одной покупки увеличился на 29%. Сейчас в Казахстане он в 2,5 раза больше, чем в Украине, - 90 долларов.
Секрет популярности маркетплейсов прост - надежность, большой выбор товаров и услуг, стоимость которых на 10-15% ниже, чем в обычных магазинах (в силу того, что продавец избавлен от значительной части расходов - от аренды офиса или магазина до зарплаты большого штата сотрудников), удобная доставка и варианты оплаты на выбор: безнал, наличные, наложенные и он-лайн платежи. К слову, еще недавно казахстанцы предпочитали при любых операциях все-таки иметь дело с наличными, но сейчас эта тенденция меняется. По официальным данным Нацбанка РК, в 2016-м сумма безналичных платежей по сравнению с 2015 годом выросла на 60% и составила 1,3 триллиона тенге (4 миллиарда долларов).
Только цифры
Товарооборот электронной коммерции в Казахстане в 2016 году составил 700 миллионов долларов. Прогноз на этот год - 875 миллионов.
И вышеперечисленные плюсы электронных покупок - это еще не все. В связи с тем, что электронная коммерция так же стремительно продвигается в мобильном интернете, предлагая удобные приложения, покупателю уже даже не нужен компьютер - сегодня более 70% казахстанцев отправляются на шопинг через смартфоны и другие гаджеты. О том, что покупка может быть совершена в любое время в любом месте, отдельно упоминать и не стоит.
Есть еще один деликатный момент - доверие между продавцом и покупателем. На маркетплейсах оно устанавливается либо теряется в секунды: стоит ознакомиться с отзывами покупателей, которые уже имели дело с тем или иным продавцом, чтобы понять, покупать у него товар или нет, заказывать услугу или же потратить еще несколько минут, чтобы найти более надежного исполнителя.
Особенно важно это, если вы собираетесь заказать какую-то услугу, сантехника вызвать, например, или торт к юбилею прабабушки заказать - да мало ли. Или, с другой стороны готовы предложить какие-то свои услуги. Конечно, можно поискать специалистов в объявлениях на столбах или в газетах с вакансиями. Но они не дадут вам тех гарантий, какие дают специализированные маркетплейсы. Да, имеются и такие. Так, недавно в Казахстане была запущена площадка MegaMaster.kz, предлагающая услуги более 7000 проверенных специалистов.
- Чтобы гарантировать безопасность на нашем сервисе услуг, Мега Мастер тщательно проверяет всех исполнителей вплоть до проверки паспорта, - поясняет Роман Киригетов, сооснователь и руководитель онлайн-сервиса заказа услуг Mega-Master. - А после выполнения каждого задания специалисты получают отзыв заказчика и оценку качества работы. Обратную связь от мастеров получают и заказчики. Такая система рейтингов и отзывов минимизирует для обеих сторон шанс связаться с мошенником, а механизм «Безопасная сделка» гарантирует исполнителям оплату выполненных заданий.
Mega Master пошел еще дальше: он страхует и задания заказчиков, например, если в силу каких-то причин выполненная работа не оплачена.
Стоит ли говорить, что для нашей страны, где значительная часть населения называет себя фрилансерами, официально именуется самозанятой, проще говоря, работает «на себя», подобная площадка исключительно актуальна. Mega Master одним дает возможность найти специалиста, другим дополнительный (а то и основной) заработок. Сейчас на этом сервисе представлены предложения в самых разных профессиональных сферах практически во всех городах республики, больше всего - в Алматы - 31,3%, а также в Астане и Шымкенте - по 13%.
- Сегодня большинство казахстанцев для решения бытовых задач обращаются к специализированным компаниям. Однако стоимость их услуг значительно выше, чем у частных мастеров, а скорость выполнения заданий ниже за счет потери времени на организацию рабочего процесса, - говорит Роман Киригетов. - Маркетплейсы устраняют эти недостатки тем, что заказчик услуги напрямую контактирует с ее исполнителем. А из-за низких издержек частного специалиста или ИП стоимость услуг снижается на 30-40%.
7 правил интернет-шопинга
1 - Сравните цены на товар в интернет-магазине с ценами на него же на других ресурсах и в рознице. Обычно цены в онлайн магазинах ниже средних розничных на 10-15%. На маркетплесах вы сможете сразу сравнить цену на один и тот же товар у разных продавцов. Если же товар предлагают нереально дешево, например, из-за какого-то особого способа его доставки, это должно вас насторожить.
2 - Изучите контактную информацию, обратите внимание на юридический адрес, а по указанным телефонам стоит позвонить, спросите, например, можете ли вы приехать в офис. Как правило, интернет-магазины, которые создали мошенники, такового не имеют, а по телефону вам наверняка ответит оператор, который практически не владеет информацией.
3 - Воспользуйтесь интернетом дополнительно: введите в поисковик название магазина в сочетании со словом «мошенничество», если есть обманутые клиенты, наверняка вы найдете информацию об этих случаях. Кроме того, в Сети имеются «черные» списки мошенников создателей интернет-магазинов.
4 - Изучите сайт, насколько часто он обновляется, нет ли на нем «мертвых» ссылок или противоречивой информации.
5 - Оцените способы оплаты: если предполагается исключительно предоплата, расчет только через веб-мани или у вас запрашивают конфиденциальную информацию о кредитной карточке, лучше поискать более надежный ресурс.
6 - Уточните гарантии возврата и обмена товара на сайте и по телефону.
7 - Внимательно изучите отзывы о товаре или услуге, чтобы не получить брак или кота в мешке.
Удачных интернет-покупок!
Ольга БЕЛОВА.