ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ МАТЕРИАЛЬНО
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 944
-
06 Июль 2017
Прочитав заголовок, вы, наверное, подумали: «Это невозможно!» Уверяем вас - вполне возможно. С 2010 года в Казахстане функционирует государственная программа «Дорожная карта бизнеса - 2020», где одним из направлений оказания государственной поддержки является предоставление государственных грантов до 3 млн. тенге начинающим молодым предпринимателям, а также женщинам, инвалидам и лицам старше 50 лет на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей.
Иными словами, все, кто попадает под одну из этих категорий, могут реально рассчитывать на сумму до 3 млн. тенге для продвижения своей бизнес-идеи.
Само собой, помимо этого, нужна бизнес-идея (бизнес-план), которая может претендовать на определение «инновационная» (это определит уже специальная комиссия). По состоянию на 04.07.2017 г. для реализации своей бизнес-идеи денежными средствами в виде гранта воспользовались 72 предпринимателя. С каждым годом число тех, кому оказывается государственная поддержка по данной программе, растет: если в 2015 году общая сумма, выделенная на эти цели, составила 27 млн. тенге, то в 2017 году она достигает 145 млн. тенге.
В их числе, например, ТОО «ТД Тройка». Оно представило на конкурс приложение, разработанное по модели Uber. С его помощью клиенты размещают заявки на грузоперевозки и получают цены в режиме торгов от перевозчиков, экономя до 50% от стоимости перевозки. Еще пример: ИП «Ворогушин» на полученные по гранту средства создало цех по производству ортопедической обуви с использованием 3D-принтера.
Причем средства по государственной программе предприниматели получают безвозмездно.
Помимо этой программы, в Алматы существуют еще четыре, направленные на поддержку предпринимателей в разных сферах, - «Жібек жолы», «Алматы Өнім», «Алматы Туризм» и «Алматы Инновации».
С начала реализации программы «Жібек жолы» в 2016 году (общий фонд - 8 млрд. тенге) поддержано 153 проекта в сфере торговли и услуг. Только в прошлом году профинансировано 66 проектов на сумму 3,9 млрд. тенге. Поддержку получили такие организации, как ТОО AB Restaurants (180 млн. тенге), рекламное агентство ТОО Bilboard Video (180 млн. тенге) и ТОО Отчет Company.kz (дошкольное образование, 150 млн. тенге).
В рамках программы «Алматы Өнім» профинансировано 5 проектов на общую сумму 215 млн. тенге: ТОО «Рузи Нан» - 24,5 млн. тенге (производство хлеба), ТОО Global продукт 45 млн. тенге (производство супов, бульонов и яиц), ТОО «Производственно-коммерческая компания «МАДУ» - 50 млн. тенге (производство изделий из мяса и птицы), ТОО BBS Trade - 30,5 млн. тенге (производство минеральной воды и безалкогольных напитков), ТОО «Дихан-Т» - 65 млн. тенге (переработка и хранение фруктов и овощей).
Что касается программы «Алматы Туризм», то она охватила финансированием пока один проект - ТОО SG Restaurants (50 млн. тенге).
Почему Obi, Leroy Merlin, Starbucks, McDonald’s пришли в Алматы?
Для привлечения крупных инвесторов акимат Алматы ведет огромную работу, прежде всего принимая меры по улучшению бизнес-климата. Ее итогами уже можно назвать устранение многих адмбарьеров: в ЦОНах внедрен принцип «одного окна», срок выдачи техусловий сокращен с 14 до 5 дней, снят мораторий на получение техусловий в южной зоне теплоснабжения, автоматизирована выдача архитектурно-планировочного задания, срок его выдачи сокращен с 10 до 6 дней, внедрен контроль соблюдения сроков.
Кроме того, доработана интерактивная карта almaty.genplan.kz в части резервов мощностей инженерных сетей по электро- и водоснабжению. В местах оказания услуг размещены телефоны доверия, установлены инфостенды о стандартах услуг, актуализирована информация на веб-сайтах.
Отдельно - о франшизах. Для многих регионов, в том числе для Алматы, их развитие в числе приоритетных задач. В прошлом году был проведен форум по франчайзингу с привлечением мировых брендов, специализирующихся в сфере оказания услуг питания, проживания, финансов, медицины и других. Все они выразили готовность к выходу на рынок Алматы, да и пример присутствия таких брендов, как Starbucks, McDonalds, Ritz-Carlton, Angelinus, H&M, привлекает крупные компании в южную столицу.
В 2016 году акимат Алматы разработал Карту 130 новых объектов, планируемых к открытию, в том числе и отечественными инвесторами. Их реализация находится на постоянном контроле, решения по возникающим вопросам принимаются оперативно. В прошлом году в Алматы уже открылся 131 объект на общую сумму 156,6 млрд. тенге с созданием более 3 тысяч рабочих мест. В этом году работа в данном направлении продолжается. В Карте на 2017-й сегодня 93 проекта на сумму 155 млрд. тенге. Так, в этом году запланировано открытие отелей мировых брендов - Hilton, Kempinski, Novotel, в августе откроет двери крупнейший ТРЦ «Форум Алматы» на 155 тысяч м², инвестиции в который составили 107 млрд. тенге, разработала проект и участвует в операционной деятельности турецкая компания Turkmall.
В целом инвестиции в сферу торговли, питания и проживания в 2016 году увеличились на 35% (с 51,7 до 79 млрд. тенге).
Подробнее о том, какая ведется работа по привлечению инвесторов в южную столицу, «Комсомолке» рассказал руководитель отдела внешнеэкономической деятельности Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития акимата Алматы Айдар Сапаров.
- По инвестициям в Алматы у нас только положительная динамика. Буквально за пять месяцев этого года мы наблюдаем 11% роста, - констатирует Айдар Сапаров. - Сейчас Алматы среди всех регионов Казахстана занимает четвертое место по объему инвестиций. Южная столица уступает лишь нефтедобывающим городам (Атырау, Актау) и Астане, где проходит ЭКСПО. Главный положительный тренд сейчас по бюджетным средствам, которые вкладываются в бизнес, идет снижение, но собственные средства бизнескомпаний увеличиваются, то есть увеличивается частный капитал. Соответственно, все это отражается и на статистике. Мы продолжаем подготовку к большому инвестфоруму, который состоится в сентябре. Событие будет приурочено ко Дню города, и в его рамках проходят районные инвестиционные форумы. Четыре мы уже провели - в Бостандыкском, Ауэзовском, Наурызбайском и Жетысуском районах. Осталось еще 4. Все идет по плану, по заданному графику. Радует, что мероприятия привлекают большой интерес.
По словам Сапарова, сейчас большое количество потенциальных инвесторов приезжают в Алматы из Астаны после посещения международной выставки ЭКСПО. Раньше, до ЭКСПО, многие из них посещали Казахстан для установления дружественных отношений, сейчас же переговоры перетекают в другую плоскость торговли, бизнес-контактов и остального.
- Отмечу, что поток иностранных делегаций большой, бизнесмены нередко проявляют заинтересованность в открытии бизнеса в Алматы. Тем более после вступления многих стран в ВТО и открытия границ.
К слову, для инвесторов создаются максимально комфортные условия, создать и вести бизнес становится проще. Так, правительство Казахстана создало компанию «KAZAKH INVEST», которая работает в режиме «одного окна», в Алматы уже открыто ее представительство. В качестве примера наш собеседник привел опыт компании «Токио Роуп», которая в прошлом году открыла в Алматы завод по производству стальных изделий. Сейчас, после того как акимат выделяет ей землю в индустриальной зоне, компания планирует открыть второй завод.
- Недавно мы посетили Японию с рабочим визитом, где провели переговоры с крупными местными компаниями, такими как «Митсуми» и другими. Могу заверить, что у многих интерес есть, - поделился Сапаров. - Сейчас мы разрабатываем стратегию по привлечению инвесторов, которая должна быть реализована до 2022 года.
По словам Айдара Сапарова, инвесторы несут много положительных моментов.
- Во-первых, это новые производства, которые позволяют создавать новые рабочие места и обеспечивать налоговые поступления в бюджет. Во-вторых, когда иностранец открывает бизнес в Казахстане, он привносит свою культуру, помогает развиваться нашим людям, предпринимателям. Ведь другие бизнесмены, глядя на то, как иностранец управляет бизнесом, тоже начинают лучше относиться к своему делу, меняются, черпают что-то у него, получается такая конкурентная среда. Иностранцы поднимают планку, которой должны придерживаться и наши предприниматели.
Эрлен АБДУЛМАНОВ.