ДЕЛО ВАСИЛИЯ АЛИБАБАЕВИЧА ЖИВЕТ И ПРОЦВЕТАЕТ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 2201
-
07 Фев 2017
В совместном проекте с Обществом защиты прав потребителей «Адал» «Комсомолка» дает советы, как потребителю защитить свои права.
Сегодня мы расскажем о том, как, заправляя свой автомобиль, не попасться на хитрости недобросовестных дельцов.
Проверка заправок южной столицы, проведенная Департаментом Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК по городу Алматы, показала неутешительные результаты. Как оказалось, сомнительная слава Василия Алибабаевича из любимой кинокомедии «Джентльмены удачи», разбавлявшего бензин ослиной мочой, не дает покоя и многим нашим предпринимателям. Из 9 фирм, реализующих ГСМ, различные нарушения законодательства были выявлены на 8, недоливали горючку на 12 АЗС. Каждого клиента обманывали в среднем на 200 миллилитров, причем, те, кто заправлял полный бак, недополучали до литра топлива. Уличены были как небольшие заправки, так и принадлежащие крупным сетям, таким как «Sinoil» и «Гелиос». Самое распространенное нарушение - недолив топлива. Для заправщиков это гораздо привлекательнее, чем его «разбодяживать» - и технологически проще, и двигатель из строя не выводит, значит, и риск попасться меньше. Заправил клиент свой бак, и попробуй посчитай, сколько на самом деле литров он туда залил: 20 или 19,5.
Гульназ Халыкова, руководитель Департамента Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан по городу Алматы, сообщила, что в 2016 году всего проведено 162 проверки предприятий и организаций разных сфер, в ходе которых на 97 установлены различные нарушения в области технического регулирования, метрологии и аккредитации.
- В связи со вступлением в силу Предпринимательского кодекса был изменен весь формат проведения проверок, согласно которому Департамент проводит выборочные и внеплановые проверки. Существуют критерии оценки степени риска, на основе которых и выбираются субъекты для проверок. По новой системе оценки рисков, если по итогам проверок установлены нарушения, отнесенные к значительным, субъекту присваивается высокая степень риска. Это означает, что в отношении него будет проводиться выборочная проверка один раз в год. А внеплановой проверке подлежат все те предприятия и организации, на которые поступают жалобы от потребителей. На сегодняшний день согласно требованиям законодательства в сфере государственного контроля основанием для проведения внеплановой проверки являются конкретные обращения и жалобы граждан.
По результатам проверки в случае нарушения законодательства нарушителю выдается предписание об устранении нарушений, возбуждается административное дело и выносится постановление о штрафе. Размер штрафа варьируется от размеров предприятия: для субъекта малого бизнеса штраф 65 МРП (МРП = 2269 тг.), для среднего бизнеса - 100 МРП, для крупного - 200 МРП. Например, в 2016 году за нарушения предприятия и организации Алматы были оштрафованы на общую сумму в 16 млн. тенге. Ворующие из карманов алматинцев владельцы АЗС оштрафованы на сумму более 1,5 млн. тенге.
- К сожалению, сейчас сложилась такая тенденция, что люди у нас не очень любят обращаться в различные инстанции и с помощью закона отстаивать свои права, они скорее напишут об этом в социальных сетях. Я считаю, эту тенденцию надо менять, и призываю всех потребителей в случае нарушения их прав проявлять свою гражданскую позицию и обращаться к нам, - поделилась Гульназ Халыкова.
Недолив бензина марки АИ95, АИ92 и дизтоплива зафиксирован на следующих заправках сети ТОО «Sinoil»:
- АЗС № 26, ул. Северное кольцоБокейханова;
- АЗС № 22, ул. Саина, уг. ул. Жубанова;
- АЗС № 5, мкр. «Айнабулак», ул. Жумабаева;
- АЗС № 10, мкр. «Аксай-3а», ул. Толе би, 83, уг. ул. Яссауи;
- АЗС № 7, пр. Рыскулова, 91а (станция диагностики).
Также недоливали топливо на заправках сети «Гелиос»:
- АЗС № 11, мкр. «Аксай-3б», ул. Толе би;
- АЗС № 22, пр. Райымбека;
- АЗС № 31, ул. Жарокова, уг. ул. Кихтенко;
- АЗС № 36, п. Мамыр-3, ул. Яссауи, уг. ул. Кунаева.
Не лучше обстояли дела и на АЗС, принадлежащих мелким предпринимателям:
- АЗС «Калкаман» (ИП «Пак В. М.»), мкр. «Калкаман», ул. Ауэзова, 2г;
- АЗС ТОО «Астана-Мунай», ул. Бурундайская, 2б/2;
- АЗСТОО Unipetrol Holding, пр. Сейфуллина, уг. пр. Райымбека.
НА ЗАМЕТКУ
1. Выберите для себя заправку, которую вы или ваши знакомые считают заслуживающей доверия, и старайтесь ей не изменять. Можете «втихую» проверить эту АЗС - набрать бензин в канистру и измерить объем с помощью мерной колбы.
2. Заправляться лучше с той колонки, где только что это делал другой автомобиль. Это гарантирует, что топливо прокачано и им смазаны внутренности насоса.
3. Всегда смотрите на смотровое пластиковое окошечко, минуя которое бензин поступает в шланг. Если заметили пузыри или вообще в нем половина воздуха, знайте - вместо запрошенного количества топлива вы получите значительно меньше.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
Что делать, если вам недолили бензина или вы сомневаетесь в его качестве?
Во-первых, вы можете обратиться с жалобой в Департамент Комитета технического регулирования и метрологии РК по г. Алматы по адресу: пр. Алтынсарина, 83, 7 этаж, 72 каб. Телефоны для справок: 3039143, 3039110. Эл. адрес: ktrm_almaty@mail.ru. В обращении (жалобе) нужно указать наименование предприятия, место его нахождения и изложить конкретные факты и обстоятельства. Также вы должны обязательно приложить к заявлению чек. В настоящее время законодательством запрещается рассматривать анонимные обращения, поэтому заявитель обязательно должен указать свои личные данные. Далее потребитель, чтобы получить компенсацию за понесенный ущерб или моральный вред, может обратиться в Общество по защите прав потребителей или самостоятельно подать исковое заявление в суд.
Во-вторых, провести экспертизу или подать иск в суд вам помогут специалисты по по защите прав потребителей.
Артык Сейткалиева, президент Общества защиты прав потребителей «Адал», рассказала, как действовать в таком случае:
- Прежде всего, не забудьте взять товарно-кассовый чек и обязательно сохраните его. Затем подозрительный бензин для экспертизы залейте в канистру или любую другую емкость, опломбируйте ее в присутствии сотрудника АЗС. Все зафиксируйте документально, акт можно составить в произвольной форме, указав в нем число, точное время, название и адрес заправки, имя и фамилию сотрудника АЗС (его имя должно быть указано на бейджике), присутствовавшего при заборе бензина, описание канистры, количество и марку бензина. Сотрудник АЗС должен подписать этот документ, если сделать это он отказывается, привлекайте двух свидетелей, которые подпишут акт. Дополнительно можете снять процесс на фото и видео. Затем обратитесь в Общество по защите прав потребителей либо сами сдайте бензин на экспертизу в любую аккредитованную лабораторию. После того, как вы получите заключение из лаборатории, и экспертиза доказала факт недолива или неудовлетворительного качества бензина, вы отправляете владельцам АЗС претензию по удовлетворению ваших требований и возмещению убытков. Если ответчик не удовлетворяет ваши требования, вы можете подать исковое заявление в суд, в котором можете требовать не только возмещение материального ущерба, но и неустойку, и компенсацию за моральный вред.
Павел ЗЛОБИН