ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО «ФЕРМЕРА»
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 1873
-
16 Авг 2016
Открытый с помпой пять лет назад в Караганде завод «Казавиаспектр» по производству легкомоторных самолетов «Фермер» пытаются продать с аукциона. Однако пока желающих купить ушедший в пике завод не нашлось.
Известный на всю страну «Фермер» если и полетел, то только как фанера над Парижем. История единственного в стране завода по производству самолетов «Фермер» для нужд сельского хозяйства - хроника пикирующего «Фермера». Или сказка, так и не ставшая реальностью.
Пять лет назад один предприниматель, долгое время проживавший в Казани, решил создать в Казахстане уникальный завод по производству легкомоторных самолетов с помощью казанских специалистов. Грандиозный проект поддержало государство. По «Дорожной карте бизнеса - 2020» авторы проекта получили площадку под строительство помещений завода и проложили коммуникации. Всего было выделено на эти цели 750 миллионов тенге. АО «КазАгроФинанс» обеспечило заем в 846 миллионов тенге. Сразу добавим, что затем завод еще несколько раз занимал средства у «КазАгроФинанс». В итоге общая сумма кредита составила 1,1 миллиарда тенге. 600 миллионов тенге были привлечены из собственных средств предприятия. Таким образом, общая стоимость амбициозного проекта была определена в размере 2 миллиарда 196 миллионов тенге. При этом планировалось, что завод выйдет на проектную мощность в 36 самолетов в год.
В ноябре 2011 года завод был торжественно открыт. Участие в церемонии принял президент страны Нурсултан Назарбаев. Все ждали, что уже в ближайшем будущем над полями страны полетят отечественные «Фермеры». Но, как говорят, скоро сказка сказывается…
Через два года, в октябре 2013-го, глава государства на заседании в Акорде назвал карагандинский проект «показушным». И все потому, что за два года была одна лишь попытка поднять в небо самолет, да и та провалилась.
С того времени, как запустили завод (если вообще здесь глагол уместен, хотя уместен в его втором значении), от руководства предприятия кроме обещаний никто ничего не получил. Но главное, что не получали возвратные средства кредиторы - «КазАгроФинанс».
Вся история завода - это хроника тяжбы с российскими партнерами, проблемы с таможней, сопровождавшиеся непременными обещаниями: «Мы все-таки полетим!» На руководство заводили уголовное дело за неуплату таможенных сборов. А в 2014 году завод исключили из Карты индустриализации.
Тогда руководство еще выходило на связь со СМИ и клятвенно заверяло: «Мы полетим!»
В начале 2016 года мы попытались попасть на территорию завода, которая находится недалеко от трассы, ведущей в столицу. Зима выдалась более чем снежная. Подъехать, и даже подойти к территории завода оказалось невозможным. Что свидетельствовало о том, что предприятие до такой уже степени «запущено», что даже тропинки к нему не чистят.
Сейчас к заводу, конечно, подойти можно. Да и охраны там особой нет. Есть самолеты, но они, как оказалось, принадлежат другой компании, арендующей помещения. К тому же компания эта уже ретируется с территории завода.
А между тем «КазАгроФинанс» вознамерился вернуть бесцельно потраченные средства. И обратился с иском в суд по поводу погашения задолженности по договорам банковского займа в размере 1 миллиард 170 миллионов тенге.
Сначала решение суда было не в пользу истца. Однако апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Карагандинского областного суда вынесла решение в пользу «КазАгроФинанс». Завод должен быть продан за долги, а сумма возвращена заемщику. В постановлении определено, что реализации подлежит все залоговое имущество должника: административно-производственное здание предприятия, а также находящийся в долгосрочной аренде земельный участок площадью более 34 га, право временного возмездного землепользования на несколько участков общей площадью около 30 га. Судом установлена начальная продажная цена в размере чуть более 1 миллиарда тенге.
Завод был выставлен на торги на Электронной торговой площадке со стартовой ценой 1 миллиард 22 миллиона 606 тысяч тенге. Как видно, это намного меньше той суммы, в которую оценивался уникальный проект. Однако за четыре месяца ни одного желающего купить завод так и не нашлось. Теперь согласно правилам судебный исполнитель должен будет предложить «КазАгроФинанс» выкупить завод по стартовой стоимости. Если же компания не согласится, то завод снова выставят на торги.
А ведь так все хорошо начиналось: в скором времени купить самолеты смогут не только олигархи, но и другие более-менее состоятельные граждане. А теперь эти граждане вкупе с олигархами даже завод покупать не хотят. Хлопотное это дело…
Елена КЕЛЛЕР, Караганда