ДЕШЕВО И СЕРДИТО - ЭТО ПРО ЛОУКОСТЕРЫ
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 1386
-
09 Авг 2016
- Папа, крути педали, наш семейный лоукостер должен долететь до Сочи!
Фото: Евгения ГУСЕВА
О каких неудобствах и доплатах надо знать туристам, которые хотят сэкономить на авиабилете.
Слово "лоукостер" этим летом выучили даже те, кто и в отпуск-то не летал, а душу отводит, читая отзывы путешественников в соцсетях. А там главный герой сезона (после Турции) - «Победа», единственный российский лоукостер (он же дискаунтер или низкобюджетный перевозчик). Напомню про громкие скандалы.
! Семью с грудным ребенком после рейса Милан - Москва сдали в полицию как авиадебоширов. Они в общем-то просто хотели пересесть, чтобы лететь рядом. Но у «Победы» выбор места платный (149 рублей), а услугу эту родители не оплатили. По версии авиакомпании, проблема не столько в неоплаченной услуге - пассажиры не подчинились требованиям командира занять свои места, а это нарушение правил авиабезопасности.
! Депутат Госдумы Алена Аршинова заплатила «Победе» 2 тысячи рублей... из-за фасона сумочки! Она у нее в форме рюкзачка. По правилам лоукостерадамские сумки можно брать на борт бесплатно, а рюкзаки - нет. После жалобы Аршиновой Рос-транснадзор предписал «Победе» изменить ограничения по провозу багажа.
Есть у лоукостера и защитники. Они резонно отвечают: а чего ж родители пожалели 150 рублей? Не скаредничали бы - и летели себе рядом. Чем скандалить, читайте правила.
Так или иначе, низкобюджетные полеты в России популярны.
- Сейчас более 25% заказов приходятся на лоукост или аналогичные тарифы обычнах авиакоманий, С другой стороны, многим нашим туристам такое формат перелетов пока непривычен, чем и обуславлено большое количество негатива и жалоб, - считает гендиректор онлайн трэвел-агентства Biletix Александр Сизинцев.
У «Победы» 30 маршрутов по России, летает она на Кипр, в Испанию,Черногорию. И как только она открывает новый рейс, средняя цена билетов в этот город падает на 20-30%. Так что у нас все больше шансов попасть в историю, где по житейской логике одно (ну как можно разлучить родителей с грудничком?), а по жестким законам «бюджетника» - другое (за любую мелочь надо платить).
- Мы просто не привыкли к правилам игры. В Европе Ryanair уже 30 лет работает как жесточайший лоукостер, у нас еще все впереди, - подтверждает пиар-директор туристического поисковика Aviasales Янис Дзенис.
Получается, эмоции эмоциями, а цена решает все? Если дешево, все равно полетим? Или «Победа» реально перегибает палку? Эти вопросы «КП» задала экспертам.
- Есть ли у «Победы» сборы и прочие неудобства для пассажиров, которых у зарубежных лоукостеров нет?
- Зарубежные авиакомпании разрешают бесплатно брать в салон сумку или небольшой чемодан (подробности - в таблице). У «Победы» наоборот: 10 кг можно сдать в грузовой отсек бесплатно, а вот взять в салон - только за деньги, - разъясняет Артур Большаков, пиар-директор сервиса онлайн-бронирования путешествий OneTwoTrip.
Дело в том, что 10 кг бесплатного багажа положены нам по федеральным авиационным правилам. «Победа» ратует за то, чтоб норму отменить - но пока вынуждена ее соблюдать.
Еду и напитки «Победа» не предлагает даже за деньги, в отличие от «коллег». И только у нашего лоукостера есть сбор за покупки из магазинов Duty Free: 2000 рублей за каждый пакет при вылете из России и 35 евро - из зарубежных аэропортов.
- А есть ли у «Победы» выгоды по сравнению с «иностранцами»?
- Да. У нас можно по старинке зарегистрироваться в аэропорту. За это денег не берут. А вот в Европе можно попасть за 30 или даже 45 евро, если не смог пройти регистрацию онлайн!
Еще? У «Победы» дети до 12 лет получают место рядом с одним из родителей без всяких сборов. А Ryanair, наоборот, вводит плату 4 евро за выбор места для пассажиров с детьми.
Мало того - Ryanair на некоторых рейсах продает билеты без мест, как в маршрутку. Представляете, до нас такое докатиться - трап будут брать штурмом!
Ryanair, помнится, хотел платными туалет сделать....
- Платые туалеты на борту – это утка для создания шума вокруг авиакомпании, - уверяет Большаков. - Майкл О’Лири, генеральный директор Ryanair, признался в этом. Еще одна идея, с той же целью запущенная в Сеть, - продавать стоячие места в самолетах.
- До сих пор лоукостеры в России не приживались — SkyExpress, «Авианова» в свое время быстро ушли. У «Победы» получится лучше?
- Во многом неудача SkyExpress и «Авианова» связана с неготовностью российских законов того времени для работы лоукостера. Не было невозвратных тарифов, авиакомпании обязаны быть кормить в полете. В России действовали ввозные пошлины на воздушные суда вместимостью более 180 кресел – а именно такие самолеты эффективны для лоукостеров (Boeing 737 или Airbus A320/319), - рассказывает Артур Большаков. - Сейчас эти барьеры устранены. И сформировался принципиально новый класс пассажиров. Это люди мобильные, летающие на короткие расстояния, без багажа, готовые терпеть определенные неудобства ради низкой цены. Опять же, в нынешней экономической ситуации клиенты настроены на экономию. Успехи «Победы» с точки зрения количества перевезенных пассажиров говорят о востребованности лоукост-модели в России.
- Все жалуются, что летать по России дорого. Благодаря "Победе" это стало реально дешевле?
Да, если на каком-то маршруте начинает летать «Победа», билеты дешевеют на 20-30%, - подтверждает Янис Дзенис.
И речь не только о ее рейсах, а о средних ценах у всех авиакомпаний, выполняющих рейсы в этот город.
- Например, весной 2015 года, когда «Победа» открыла рейсы в Астрахань, у регулярных авиакомпаний минимальная цена билета из Москвы была 3 600-3 700 рублей. У «Победы» на «старте» – 999 рублей. В высокий летний сезон авиакомпании выжидали, а осенью 2015 года регулярные перевозчики начали снижать цены – сначала до 3 000 рублей, а в декабре 2015 года, вместе с введением безбагажных тарифов, до 1 500 - 2 000 рублей. "Победа" постоянно анализируют цены конкурентов и в большинстве случаев у нее билеты стоят на 15-20% ниже самого дешевого тарифа у конкурентов, - приводит цифры Артур Большаков.
- В какую сторону в принципе движется пассажирская авиация: будем больше летать лоукостерами или, наоборот, славящимися роскошным сервисом компаниями, такими, как «Эмирейтс» «Сингапурские авиалинии»?
- Пассажирам нужна возможность выбирать. Одним достаточно базовой услуги, другим важен комфорт. Даже те, кому в принципе подходят лоукостеры, иногда могут попасть в ситуацию, когда с учетом всех доплат выгоднее купить билет «традиционной» авиакомпании — скажем, при путешествии на горнолыжный курорт с детьми, - резонно замечаетДмитрий Хаванский из Skyscanner, сервиса по поиску авиабилетов, отелей и автомобилей в аренду.
- Всегда будут пассажиры, которые ориентируются на цену, и те, кому важно качество обслуживания или бренд авиакомпании, - считает и Александр Сизинцев. - Но грань между лоукостерами и «традиционными» перевозчиками постепенно стирается. В самые дешевые билеты обычной авиакомпании включены те же услуги, что и у лоукостерта. Первопроходцем стала Air France-KLM, ее примеру последовали British Airlines и Lufthansa. «Аэрофлот» пошел другим путем, запустив «дочку»-лоукостер.
По данным Biletix, в августе средний чек на авиаперелеты по стране вырос лишь на 3,2% по сравнению с прошлым годом. При этом тарифы на заправку в российских аэропортах увеличились на 7,4%.
- Единственная возможность удержать цены на билеты - сделать дополнительные услуги платными, - резюмирует Александр Сизинцев. Лоукостеры – это наша «новая реальность». Приходится учиться: пассажирам – тщательно изучать и сравнивать правила, авиакомпаниям – пересматривать обслуживание на борту, агентствам – трижды предупреждать о нюансах, о том, за что приедется доплатить. «Лоукост» – это компромисс, который позволяет поддержать всю индустрию туризма и пассажирских авиаперевозок.
ВАЖНО!
По федеральным авиационным правилам пассажир имеет право бесплатно взять на борт: дамскую сумочку, портфель, костюм в портпледе, зонт, букет цветов, трость, верхнюю одежду, книги или журналы для чтения в полете, детское питание, мобильник, фото-, видеокамеру, ноутбук, люльку.
Норма бесплатного провоза багажа должна быть не меньше 10 кг.
НА ЧЕМ ЭКОНОМЯТ ЛОУКОСТЕРЫ
Самолет проводит в воздухе до 9 - 12 часов в день, совершает максимальное количество рейсов. Стоянки в аэропортах сведены к минимуму (быстро разгружают багаж, убирают в салоне и т. д.), авиакомпания меньше платит за парковку воздушного судна.
Нет бизнес-класса, расстояние между креслами минимальное - можно перевезти больше пассажиров.
Новые лайнеры (они потребляют меньше топлива, меньше расходы на ремонт и обслуживание).
Строгие правила покупки, возврата и обмена билетов.
Нет систем развлечения на борту (экранов в креслах и т. д.).
Максимум услуг и общения с пассажирами - в режиме онлайн, чтобы экономить на офисах и зарплате персонала. А звонки в колл-центр платные.
Юлия СМИРНОВА