Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт05172024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика 5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ О ЦЕНЕ БЕНЗИНА В КАЗАХСТАНЕ

5 НАИВНЫХ ВОПРОСОВ О ЦЕНЕ БЕНЗИНА В КАЗАХСТАНЕ

 

 

Осенью прошлого года государство отказалось от регулирования цен на бензин А-92 и А-93. Сейчас обсуждается вопрос отмены госрегулирования стоимости А-80 и дизтоплива. К чему это приведет? Насколько подорожает горючка и от чего действительно зависят ценники на наших АЗС?

На эти и другие вопросы ответил экономический обозреватель Денис Кривошеев.

1. ГСМ - стратегические продукты, разве это не предполагает обязательного государственного регулирования?

Рынок ГСМ - конкурентный. Там, где есть конкуренция, государству вмешиваться не следует. Его задача - правильно и грамотно администрировать налоговую базу, создавать условия, чтобы поступления от продажи росли, но на цену сильно не влияли.

Так, считается, что перенос транспортного налога в стоимость бензина может решить сразу несколько задач. Прежде всего, повысить собираемость налога. Ведь сейчас многие оплачивают его раз в пять лет. А так налог будет зависеть от характеристик машины и, соответственно, станет справедливым. Должно повыситься и качество бензина на АЗС, но при условии, что государство будет считать налог на «пистолете», а не забирать деньги с производителя или импортера. Ведь каждый проданный на заправке литр нужно будет обосновать, и это будет «железобетонный» литр, а не то, как видит его владелец бензоколонки.

Также напомню, что все НПЗ должны закончить реконструкцию к 2017 году, после чего Казахстан по идее сможет обеспечивать себя светлыми и качественными нефтепродуктами на 100%. При этом количество перерабатываемой на заводах нефти вырастет несильно. Как это произойдет? Сегодня только половину продуктов переработки можно продавать на АЗС, остальное - тяжелые дистилляты, которые практически не потребляются в стране. После завершения реконструкции выход светлых нефтепродуктов будет на уровне 70%, значит, сократится их удельная стоимость, а мы перестанем зависеть от импорта. Следующим этапом станет появление биржи и полная либерализация рынка.   

2. Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Это не совсем так. Нефть дорожает последние полгода не так быстро, как хотелось, но графикам можно доверять. При этом нужно понимать важность этого сырья, нефть не зря называют «черным золотом». Ее цена - и для внешнего, для внутреннего рынков - определяется в долларах, даже если страна - самый крупный в мире экспортер. Сегодня баррель эталонной нефти Brent стоит порядка 50 долларов, это около 16 700 тенге. Когда нефть стоила 110 долларов за бочку, получалось 19 800 тенге. Цифры вполне сопоставимые. Но в октябре 2015 года повышена стоимость переработки нефти на отечественных НПЗ. К примеру, в Атырау - с 13 224 до 22 961 тенге за тонну, в Павлодаре - с 9678 до 16 682 тенге. То есть не менее 3,5 тенге за литр. И это еще не все. В ноябре 2015-го увеличилась ставка акциза на все виды производимого в стране бензина - с 4500 до 10 500 тенге за тонну, что должно было привести к удорожанию не менее чем на 5,5 тенге за литр. То есть литр бензина должен был подорожать минимум на 9 тенге. Но этого не произошло. В итоге экономический диссонанс: расходы производителей растут, логистика дорожает, налоги повышаются, сети на собственное содержание тратят больше, и только цена бензина стоит на месте.

3. Некоторые наши компании вообще не поставляют нефть на отечественный рынок. Из-за этого бензин в Казахстане тоже дорожает?

Да, есть мировые гиганты, работающие в Казахстане, но не на внутренний рынок. У них в контракте нет обязательств оставлять добытое в стране, а цены на бензин делают переработку убыточной. Есть и другие примеры с повышенной ответственностью. В основном это компании с участием китайского капитала. В 2015 году на Шымкентский НПЗ от них ушло более четырех млн. тонн нефти (90% всего объема переработки), на Павлодарский НПЗ - 4,2 млн. тонн (87%). В целом, в 2015 году объем поставки нефти на внутренний рынок этими компаниями составил 56% от всего уровня добычи. В апреле и мае 2016-го в связи с высокой потребностью - уже 73%.

4. Что даст обсуждаемая сейчас отмена госрегулирования цены на бензин А-80 и дизтопливо, помимо повышения стоимости?

«Восьмидесятый» формирует «серый» рынок, и сегодня этот бензин не является стратегическим продуктом, на рынке нет соответствующего потребителя. Но бензин можно разогнать с помощью присадок, продавать под другой маркой и получать сверхприбыли. Крупные игроки этим не занимаются, а вот для некоторых это золотая жила. Доход с литра может составлять до 70 тенге! С отменой регулирования цена поднимется до разумного предела, смысл «бодяжить» пропадет.

5. В случае отмены госрегулирования будет ли установлена максимальная розничная стоимость «горючки»?

Это определит рынок под надзором антимонопольного комитета, дабы избежать сговора. Рынок всегда четко понимает, сколько стоит продукт. Сегодня в России А-92 стоит в тенге 175, и ценник будет только расти. Наши компании готовы уйти на отметку 145, и тогда появится прибыль, которой сегодня нет. Важно и то, что при изменении цены мы сократим обратный отток бензина в Россию. Сегодня из приграничных районов топливо вывозится неслыханными объемами, соседям выгодно заправляться у нас - экономия на литре до 50 тенге, а это немало.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить