Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пт05172024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:
Back Вы здесь: Экономика ХОРГОС - ТРАНЗИТОМ НА МИР

ХОРГОС - ТРАНЗИТОМ НА МИР

 

Хоргос - это целый городок с развитой инфраструктурой.

 

Во время поездки по СУАР наш корреспондент побывала в приграничном с Казахстаном городе Хоргос, который находится примерно в часе езды от Инина.

 

Возрождение Шелкового пути

 

В рамках Соглашений между правительствами Казахстана и Китая в Хоргосе ускоренными со стороны Поднебесной темпами создается Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС). Договор о его создании главы двух государств подписали в 2006 году.

Сегодня Хоргос - это не просто свободная экономическая зона, где товары продаются без пошлины, а целый городок с развитой инфраструктурой. За год здесь проходит больше миллиона тонн различных грузов. В течение тридцати суток в Хоргосе можно находиться без визы. Граница между странами выделена широкой полосой двух цветов. Красная полоса отделяет территорию Китая, синяя полоса - Казахстана. За последние годы со стороны Китая здесь побывало около трех миллионов человек, более миллиона казахстанцев. Китайцы в основном покупают наши натуральные продукты - муку, сахар, рис, сгущенку, подсолнечное масло.

Масштабы осуществляемого проекта по строительству нового таможенного комплекса поражают. Для этого привлечено около 3000 компаний, на которых работают 8000 человек. Общая площадь застройки на «той» стороне составляет 9,73 кв. км. Новый таможенный комплекс из 8­ми этажей по форме напоминает огромную пирамиду, одиноко застывшую в голой степи. Рядом возводится еще один такой же административный центр. Общая площадь застройки - 20 840 кв. метров. Помимо КПП здесь будут гостиницы, торговые площади, кафе и многое другое. Больше миллиарда юаней китайцы вложили в коммуникации, около семи миллиардов - в близлежащие гостиницы, дома, магазины и другие инфраструктурные объекты.

Принципиальное отличие нового комплекса в том, что он вместит в себя восемь пропускных каналов для различных видов транспорта - поездов, автобусов, большегрузных машин, легковых автомобилей и пешеходов.

- В ближайшее время через Хоргос откроется новая железная дорога Казахстана и Китая. В отличие от других путей эта дорога будет короче и соединит два экономических центра - Алматы и Урумчи. Соответственно, грузовые или пассажирские перевозки станут быстрыми и удобными, впоследствии увеличится поток посетителей в наш центр «Хоргос», - говорит представитель административного комитета МЦПС «Хоргос» КНР Калиалы Кызайжанулы.

Оказалось, что первая таможня была построена в Хоргосе еще в 1881 году. Китайцы придают огромное значение новому таможенному центру. Они считают его важным пунктом на вновь создаваемом Великом шелковом пути - он станет транзитным на пути в Европу и другие континенты.

Если на китайской стороне возведение таможенного комплекса уже близится к завершению (он вступит в строй в конце текущего года), то на казахстанском участке строительство только началось. На расстоянии примерно километра от нового китайского КПП наши «КамАЗы» вывозят грунт, готовя площадку для строительства. Согласно генплану на казахстанской стороне будут возведены 14 объектов. И тогда МЦПС «Хоргос» заработает в полную силу.

Обзор небольшого по китайским меркам городка (здесь живут 86 тысяч человек), усеянного башенными кранами, подтвердил, что строить быстро и основательно в Поднебесной умеют и, судя по всему, очень любят. При этом экономят в хорошем смысле слова на всем, что можно. Например, все фонарные столбы в Хоргосе оснащены солнечными батареями. Этот вид электричества очень популярен в Китае. Не только жилые дома, но и многие отели оборудованы такими батареями. Здесь умеют считать деньги.

В ходе получасового блиц-шопинга отметила, что продавцы прекрасно говорят по-русски, а рассчитаться за товар можно в тенге. Правда, удивило, что цены на Хоргосе в торговых комплексах примерно такие же, как на алматинской барахолке. Хотя, возможно, все в дело в оптовых закупках.

 

За чашкой чая

 

Покупка чая - не просто сделка, а целая церемония.

 

Китай славится не только ширпотребом. Зеленый чай - один из главных товаров на китайских базарах. На прилавках стоят большие мешки, банки, маленькие пачки. Во всех сортах и не разберешься. Процесс покупки чая - не просто сделка, а настоящая чайная церемония. Продавец - сама вежливость и образец радушия. Он жестами усаживает нас на стульчик, по собственной инициативе заваривает чай и преподносит попробовать в маленьких чашках все сорта подряд. При этом с его лица не сходит обаятельная улыбка.

Чтобы было легче понять друг друга, торговец пригласил друга, который немного говорил по-русски. «Толмач» рассказал, что долгие годы торговал в России и Казахстане шторами, но в последнее время бизнес пошел на спад из-за мирового кризиса, торговля в Китае тоже переживает не лучшие времена. Он надеется, что  кризис продлится еще пару лет. Попробовав несколько сортов зеленого чая, после такого радушного приема не могли уйти, ничего не купив. Правда, чуть позже оказалось, что в другом месте один из видов стоил раза в три (!) дешевле. Пришлось вернуться к услужливому продавцу. Тот с неизменной улыбкой отказался вернуть деньги и дал взамен другой сорт чая. Отмечу интересный момент - если здесь на базаре отдал деньги продавцу, обратно их уже не получишь. Даже на сдачу они всеми силами стараются вручить какой-нибудь товар «в подарок».

 

Общий интерес

 

Если на базаре отдал деньги продавцу - обратно не получишь.

 

В завершение поездки мы посетили представительство МИДа в СУАР. По словам заместителя начальника отдела развития и реформ г-на Ло, в марте 2016 года китайское правительство утвердило Стратегию совместного строительства экономического пояса «Шелковый путь».

- Мы приветствуем участие других стран в этом грандиозном проекте, - подчеркнул он. - СУАР - одна из тратегически важных точек программы «Шелковый путь». На сегодня средний рост экономики СУАР ­ 10,7%, и это одно из первых мест в Китае по темпу развития.

Главный акцент руководство СУАР делает на пяти аспектах. Это усиление внешнеполитических связей, создание совместной платформы между нашими правительствами, развитие инфраструктуры, упрощение процедуры товарооборота и усиление обмена в туризме, медицине, образовании. И Казахстан является одним из главных стратегических партнеров по всем направлениям.

 

Карлыгаш НУРАЛИЕВА.

Фото автора.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

     

Защитный код
Обновить