Разорительная экономия -2
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 11207
-
14 Авг 2012
Обещанное коммунальщиками повышение тарифа на тепло и горячую воду обретает реальные формы. Алматинский департамент Агентства по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) издал приказ с конкретными цифрами и сроками. Теперь мы знаем, что час «Х» наступит 1 сентября. Начиная с этого времени подавляющее большинство горожан, пользующихся центральным отоплением, станут платить на треть дороже прежнего.
Кто по каким ценам будет покупать в Алматы тепло и горячую воду, журналистам объяснили в ходе пресс—конференции руководитель предприятия ТОО «Алматинские тепловые сети» (АлТС) Даурен Алимбеков и директор ДАРЕМ Даурен Жандарбек. А накануне СМИ получили для ознакомления копию приказа регулирующего органа.
Приказ на языке цифр красноречиво сообщал, что платить за тепло и горячую воду потребители Алматы будут по—разному, в зависимости от наличия или отсутствия в их домах общедомовых приборов учета тепла (ОПУ). При этом установивших приборы потребителей обеспечивать тепловой энергией АлТС будут бесплатно! Для подавляющего большинства остальных потребителей (а это, по данным монополиста, 92 — 94% потребителей—физических лиц) тариф повысили на более чем 30%.
Однако уже на встрече с журналистами директор ДАРЕМ Д. Жандарбек сообщил, что нулевой тариф отменяется. По какой цене имеющим ОПУ потребителям будут продавать тепловую энергию, пока не ясно. Видимо, специалисты департамента не успели сделать необходимые расчеты — настолько поспешно был дан задний ход нулевому тарифу.
На пресс—конференции монополист и регулятор сообщили, что ранее существовавшие расценки на тепло повышены на 9 процентов с небольшим. А остальной рост цены на тепло (на 20% для физических лиц и на 50% — для юридических) — это действие новой методики дифференцированных тарифов ДАРЕМ, утвержденной вышестоящим органом. Даурен Жандарбек разъяснил, что принята данная методика для исполнения отечественного законодательства. Чиновник сослался на два Закона — «О естественных монополиях и регулируемых рынках» и «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Согласно первому из них население должно было установить ОПУ еще до конца 2009 года. Вторым предусматривается применение дифференцированных тарифов. Так что все законно. И даже, по мнению чиновников, населению должно быть и приятно. Поскольку установка тепловых ОПУ якобы дает экономию от 20 до 40% денежных средств.
В думах об экономии
Мы уже рассказывали, что депутаты мажилиса не приняли закон об энергосбережении, посчитав его «сырым», а население страны к нему не готовым. Но сенаторы проголосовали за непроработанный закон в момент роспуска мажилиса. И теперь с их легкой руки придется испытать на себе обещанную экономию энергии и денег с помощью ОПУ. Конечно, что из этого получится — покажет время, но почему—то кажется, что и энергию мы не сэкономим, и денег потратим «немерено». Пример тому — эксперимент с энергосберегающими лампочками (см. «Разорительная экономия», № 114 от 7 августа). Напомню, что результаты эксперимента далеки от радужных — полученная экономия электроэнергии будет окупать расходы три года. Скорее всего, так же будет и с ОПУ. Что касается экономии денег потребителей, то здесь ситуация следующая: общедомовые приборы учета тепла очень дорогие. Кроме того, раз в четыре года их необходимо поверять. А стоимость поверки — это четверть цены ОПУ. К тому же нет гарантии, что дорогое оборудование пройдет поверку и потребителям не придется покупать новый прибор. И так как оборудование не вечное, то одна из поверок все равно закончится необходимостью покупки нового прибора.
Справка «КП»
Общедомовой прибор учета стоит от 350 до 700 тыс. тенге. Стоимость поверки прибора — 100 тыс. тенге.
Выходит, платить больше денег за тепловую энергию придется всем: как установившим прибор, так и не установившим. Только у одних деньги пойдут на приобретение счетчиков, а у других — в виде платы по более высокому тарифу.
Законопослушные потребители, установившие в своих домах ОПУ, тоже вряд ли смогут сэкономить на оплате тепла. Как свидетельствует статистика, ОПУ установлены в 26% домов, а живы от силы 8% приборов. Остальное оборудование жители сознательно вывели из строя, когда поняли, что платить по приборам приходится больше.
Так что жизнь показала — экономии денег приборы не дают.
Так, может, ОПУ сэкономят энергию, и мы ради этого пойдем на финансовые жертвы?
И здесь прокол.
Пару лет назад мне довелось присутствовать в ПРООН на презентации пилотного проекта по применению ОПУ. Тогда я и узнала, что сами по себе тепловые счетчики энергию не экономят. Они лишь подсчитывают, сколько тепла поступило в дом. А экономия начинается, когда в руках у потребителя есть «кран», который можно открывать и закрывать. Применительно к ОПУ роль такого «крана» играет сложная автоматика, которая устанавливается в дополнение к прибору и регулирует поступление энергии в жилье в зависимости от температуры на улице и в квартирах. (При этом дом обязательно нужно утеплить, затратив десятки тысяч долларов.) Регулирующая аппаратура где—то задвижки закрывает, где—то открывает. И лишнее тепло в дом не поступает. Генеральный директор АлТС Д. Алимбеков подтвердил, что такая техника позволяет экономить от 30% тепловой энергии. При этом он добавил, что стоит она миллионы тенге. Закон нас не обязывает устанавливать вместе с ОПУ автоматику, и учитывая ее стоимость, вряд ли кто—то согласится на это добровольно. Поэтому тепло в каких количествах в дома поступало, в таких же и будет поступать — предприятие—монополист продолжает «кочегарить» в прежних объемах. Ему, как любому продавцу, невыгодно отпускать нам меньше своего товара. Особенно сейчас, когда сильно повышается тариф. И даже если бы тепловикам хотелось при резком потеплении подавать нам меньше тепла, они этого сделать не могут в силу технических причин. Вот и «топят» нас от души, когда и на улице тепло, и в наших утепленных квартирах жара невыносимая. И будут это делать в дальнейшем, не имея никакого стимула к экономии. Приборы же «тикают», а нам остается лишь роль статистов, от которых в деле «экономии» требуется только одно — исправно платить деньги.
Справка «КП»
Стоимость горячей воды в домах, где отсутствуют ОПУ, — 1 238,33 тенге с человека в месяц (если нет индивидуального прибора учета горячей воды) и 350,3 тенге за куб. метр при наличии ИПУ.
Проколы нашего «городка»
Жители небольших частных домов с центральным отоплением в недоумении: как им исполнять прописанное в законе требование об установке приборов учета тепла?
Приобретать дорогой прибор не имеет смысла — стоимость оборудования в несколько раз превышает стоимость услуг монополиста за весь отопительный сезон.
Установить один прибор на несколько домов, как ранее советовали тепловики, — не совсем законно. Как пояснил директор ДАРЕМ Д. Жандарбек, приборы учета должны устанавливаться на границах балансовой ответственности, которые у каждого домовладения свои. А значит, «сообразить» на троих или пятерых у жителей таких строений не получится.
Нет возможности установить ОПУ и у жильцов старых домов, в которых отсутствуют подвальные помещения. Обитателям таких строений придется платить за тепло по самым дорогим расценкам, как бы они ни желали исполнить закон.
В неравных условиях находятся и жители многоэтажек. Стоимость ОПУ «разбрасывается» на всех жителей. И что для одних терпимо, для других — тяжкое бремя.
Как за ОПУ будут рассчитываться малообеспеченные жители, тоже непонятно, госпомощь законодательством пока не предусмотрена. Директор ДАРЕМ сообщил, что городские власти обратились в социальные службы с предложением разработать механизм компенсации для такой категории населения. Но пока ничего не слышно о готовности государства помочь малообеспеченным. Так что затянем потуже пояса.
Татьяна Носова