Асет Исекешев: у нас есть не только вызовы, но и возможности
- Родительская категория: Новости
- Категория: Экономика/кризис
- 3555
-
21 Июль 2015
Вчера глава министерства по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев доложил, какая работа ведется в его ведомстве в рамках Пяти институциональных реформ и 100 конкретных шагов их реализации, обозначенных президентом.
- За нашим министерством закреплены несколько шагов, которые касаются новых мер по привлечению транснациональных корпораций (ТНК – ред.) и крупных, так называемых «якорных» инвесторов, - отметил Асет Исекешев. – С ними будут создаваться совместные проекты в Казахстане, в том числе в высокотехнологичных и экспортоориентированных секторах, в сфере туризма, энергосбережения. Отдельным блоком стоит развитие инновационных кластеров в Астане на базе Назарбаев-Университета и в Алматы – на базе парка инновационных технологий. Также отдельно выносится вопрос повышения прозрачности сферы недропользования, введения упрощенного метода заключения контрактов. Большие преобразования грядут в транспортной сфере.
Детально министр инвестиций и развития вчера рассказал о ключевых блоках: транспорт, привлечение ТНК и якорных инвесторов, развитие геологии и недропользования.
С 1991-го по 2009 годы Казахстан пережил уже трисерьезных кризиса, напомнил глава Мининвестиций и развития, а победить кризис для государства, значит, выйти из него усилившимся. По окончании мирового кризиса 2007 – 2009 в Казахстане принято стратегическое решение - начать форсированную индустриализацию Казахстана, и за первую пятилеткуобрабатывающая промышленность получила существенную господдержку, была заложена основа диверсификации экономики. В прошлом году, когда Центральная Азия оказалась перед лицом новых вызовов, Нурсултан Назарбаев объявил новую экономическую политику «Нурлы Жол». Последующие события показали, что именно Евразия становится самым мощным полюсом экономического развития в ХХI веке. Возникает новая геоэкономика, и Казахстан, находящийся в самом центре Евразии, получает шансстать логистическим, транспортным, инвестиционным центром Евразии.
Инвесторам – зеленый свет
- Завершающийсягод первой пятилетки и начало реализации второй пятилетки индустриализации пришлись на непростое время в мировой экономике, - отметил Асет Исекешев. - Геополитические вызовы, падение цен на нефть и металлы, ухудшение ситуации и санкции против России, замедление китайской экономики – все это создало достаточно серьезную повестку, не только для индустриализации, но и для экономики в целом.
По словам Исекешева, определены необходимые меры, при этом ТНК и в целом инвесторы будут способствовать разрешению данных проблем. Так, по поручению главы государства принят План поддержки промышленных предприятий, в котором предусмотрены меры поддержки системообразующих предприятий, МСБ, а также введенных проектов Карты индустриализации.
По итогам 5 месяцев этого года удалось сохранить объем промышленного производства и даже добиться небольшого роста в пол процента. Для сравнения: в тоже время в Беларуси произошло падение на 7,7%, в России – на 2,3%.
- Несмотря на сложность текущей ситуации, мы продолжаем работу по запуску новых проектов, - отметил глава министерства, выразив уверенность, что все происходящие геополитические и геоэкономические изменения создают не только вызовы, но и возможности для ускоренной трансформации. - Всего в рамках Карты индустриализации реализуется более 370 проектов, до конца этого года запланирован ввод 100 проектов на 800 млрд. тенге.
В первом полугодии 2015-го создано 2 тысяч постоянных рабочих мест на 20 уже введенных проектах, ключевые среди которых Бозшакольский ГОК АО «Kaz Minerals» (Павлодарская область), производство моторного топлива экокласса К5 АО «Конденсат» (ЗКО), фармацевтический завод ТОО «Абди Ибрахим Глобал Фарм» (Алматинская область).
Важная роль сегодня отводится привлечению инвестиций.
- Своевременная реформа инвестиционного климата и введение нового пакета инвестиционных стимулов до начала 2-й пятилетки позволили сохранить динамику притока ПИИ и повысить их объем в обрабатывающей промышленности, - уверен Асет Исекешев. – Запуск госпрограммы «Нурлы Жол», создание регионального финансового центра в Астане, участие в реализуемой Китаем программы «Экономический пояс Шелкового пути» дают новый импульс приходу иностранных инвесторов и сделать Казахстан региональным инвестиционным хабом. Работа ведется как по созданию максимально благоприятного инвестклимата, так и по отработке с каждым конкретным инвестором и проектом.
По его словам, за текущие полгода прошли переговоры более чем с 700 иностранными инвесторами, подписано более 100меморандумов, также уже удалось достичь конкретных договоренностей почти с половиной ТНК, с которыми прошли переговоры. Кроме того, в этот же период введены в эксплуатацию 7 проектов с иностранным участием
Также он сообщил, что в рамках 1-й пятилетки решены основные вопросы развития индустриальной инфраструктуры, завершено в целом, завершено строительство 6 СЭЗ (Свободно-экономические зоны - Онтустик, Сарыарка, Бурабай, Актау, Астана, ПИТ), по ним ведется фаза активного наполнения проектами. До конца 2015 года в СЭЗах будут введены 20новых производств, что доведет общее количество действующих предприятий до 140, а к 2019 году завершится строительство всех 10 СЭЗ.
Вместе с тем, как отметил Исекешев, при существующем инвестиционном климате мы достигли «потолка» по привлечению инвестиций.
- Глава государства поставил задачу привлечения не менее 10 ТНК в перерабатывающий сектор и «якорных инвесторов» для создания СП в приоритетных секторах экономики, - рассказал министр по инвестициям и развитию. - В этой связи будет проведена работа по совершенствованию инвестиционного климата и доведению его до уровня стран ОЭСР. Кроме этого, нам необходимо увеличить прямые иностранные инвестиции, повысить производительность труда и инвестиции в НИОКР.
Активизируем автопром, химпроизводство и недропользование
По словам Исекешева, стратегия дальнейшего развития автомобильной промышленностиКазахстана базируется на сотрудничестве отечественных компаний с ТНК, такими как Renault-Nissan-Avtovaz и Jac, по производству автокомпонентов также ведутся переговоры с международными компаниями.
В областисельскохозяйственного машиностроенияведется активная работа по привлечению мировых лидеров отрасли компаний JohnDeere и CLAAS для создания совместного производства. Им предлагается организация в Казахстане комбайнов для уборки зерновых и риса, жаток, тележек, тракторов, почвообрабатывающих и производства посевных агрегатов, опрыскивателей с налаживанием последующего экспорта.
Планируется реализация новых проектов в химпромышленности - производство сложных удобрений, калийных удобрений, гербицидов, средств защиты растений. Их реализация позволит создать полную цепочку добавленной стоимости в секторе агрохимии.
К 2019 году планируется поднять производство до миллиона тонн минеральных удобрений в год.
Кроме того, вфармпромышленность планируется привлечение таких гигантов, как Bayern (Германия), Roche (Швейцария) и Pfizer (США), с которыми в перспективе возможно создание контрактных производств.
- Как я уже сказал, отдельным блоком в ста шагах идет сфера геологии и недропльзования, - отметил глава министерства. - В последние годы в Казахстане стало уделяться больше внимания развитию этой отрасли, и ежегодно увеличивается финансирование. В 2014 году завершена реализация 5-летней Программы по развитию минерально-сырьевого комплекса в РК на 2010 - 2014 годы, освоено 20 млрд. тенге.
В период с 2003-2014 годы по результатам геологоразведочных работ на Государственный баланс впервые поставлены запасы 84 месторождений углеводородного сырья, в том числе в 2014 году - 13 месторождений, из которых 71 открыто после 90-х годов.
Проведена большая работа по реформированию горнорудной отрасли республики, в частности, введены в действие изменения Закона РК «О недрах и недропользовании».
Впервые в Законе внедрена австралийская модель предоставления права недропользования на разведку, которую планируется запустить в пилотном режиме: вся территория республики будет поделена на блоки и получение права недропользования на определенном блоке по времени займет только 25 дней. Один блок составляет 2 км с арендной ставкой – 1 000 $ и минимальной рабочей программой –1 000 $. Для предоставления права недропользования по данному методу в настоящее время выбрана территория и уже в августе текущего года недропользователь будет иметь возможность ознакомиться с геологической информацией по данным участкам в течение 2-х месяцев. И с октября ожидается начало приема заявок. Если на заявленный участок в течение пяти суток будет подано более одной заявки, то право недропользования на такой участок уже будет предоставляться в порядке аукциона. Аукцион является еще одним нововведением в законодательстве о недрах и отличается от действующей процедуры предоставления права недропользования своей простотой и прозрачностью, так как единственным критерием для определения победителя является размер подписного бонуса. В этом месяце будет объявлен аукцион по 100 объектам, что позволит провести полностью прозрачную процедуру предоставления права недропользования.
Логическим завершением реформирования в сфере недропользования является принятие Кодекса РК «О недрах и недропользовании», принятие которого планируется в декабре.
Связь со всем миром по земле и по воздуху
Отдельно Асет Исекешев остановился на задаче президента сделать Казахстан крупнейшим деловым транзитным хабом Центрально-азиатского региона и увеличить объем транзитных перевозок к 2020 году минимум вдвое.
- За последние годы наблюдается рост основных показателей транспортно-коммуникационного комплекса в среднем на 8-10%, - сообщил министр. - В 2014 году доля услуг транспорта в общем объеме ВВП составила 7,5%, объем транзитных перевозок составил 17,5 млн. тонн. На сегодня наибольшая загруженность наблюдается по маршрутам Северного и Центрального коридоров. В связи с этим, большое внимание уделяется развитию транспортного сообщения в направлении Восток-Запад по территории Казахстана, маршрута, связывающего «восточные» и «западные» ворота страны путем развития контейнерных перевозок.
По его словам, создание такого мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора позволяет связать Европу и Азию, а также способен привлечь до 5-8% потенциального объема транзитного грузопотока от общего товарооборота Китай – ЕС – Китай и позволит
Напомним, транспортный коридор будет проходить по двум направлениям:
первое – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу;
второе - через территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии и далее также в Европу.
По первому направлению функционирование коридора осуществляется в рамках двухстороннего соглашения между Казахстаном и Россией.
По второму направлению предлагается подписать соглашение между Казахстаном, Китаем,Азербайджаном, Грузией и Турцией, так как по данному направлению требуется координация железнодорожных операторов и таможенных служб, а также внедрение единого документа для полноценного развития мультимодального коридора.
Для развития этого направления предволагаются институциональная поддержка иинфраструктурное развитие. В целях создания благоприятных институциональных условий предложено внести поправки в законы и продолжить работу на международном уровне по вопросам осуществления и развития мультимодальных перевозок в целях снижения административных барьеров и упрощения осуществления мультимодальных перевозок.
Для развития транспортно-логистической инфраструктуры предложено на западе и востоке страны продолжить развитие транспортной инфраструктуры, построить транспортно-логистические центры в регионах Казахстана (Астана, Шымкент, Актау, Актобе, Атырау, Орал, Костанай, Павлодар, Семей), развить отечественный флот и создать внешнюю терминальную сеть в морских и сухих портах в странах Иран, Литва, Индия, Россия и Китай.
- В целом, интеграция Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки и создание полноценного мультимодального Евразийского трансконтинентального коридора позволит достичь стратегических задач, поставленных перед нами, - уверен Асет Исекешев. - Безусловно, качественная транспортно-логистическая инфраструктура позволит реализовать транзитный потенциал страны. Однако для полноценного развития мультимодальности в Казахстане необходимо уделить внимание и на качество автомобильных дорог.
По его словам, сегодня идет активный процесс интеграции в Европейскую и Азиатскую региональные системы автомобильных дорог с выходом на большинство государств Евразийского материка, крупнейшие транспортные узлы и терминалы. Учитывая важность содержания автомобильных дорог и их развитие предусматривается привлечение стратегических (якорных) инвесторов для создания единого оператора.
Исекешев сообщил, что национальный оператор в лице АО «НК «КазАвтоЖол» будет наделен полномочиями по самостоятельному привлечению инвесторов для реализации проектов и погашение средств инвесторов за счет сборов от платных автодорог, а также по взиманию платы за проезд грузового автотранспорта по автодорогам 3 категории после проведения реконструкции. Кроме того, ему будут переданы в доверительное управление отдельных участков автодорог.
Для реализации вышеуказанных мероприятий на сегодняшний день Министерством разработан проект Закона, который планируется в августе текущего года внести в парламент.
Асет Исекешев отметил активное развитие гражданской авиации и ее стабильный рост в целом, обратив внимание, что необходимо поддерживать эту положительную динамику и использовать транзитный потенциал Казахстана в полной мере, в первую очередь, между Китаем и Европой.
- Для этих целей предусмотрено строительство нового международного хаба в Алматы, - сказал министр. – Также необходимо развивать смешанные перевозки, открывать новые международные рейсы из Астаны, повышать уровень безопасности полетов путем внедрения передовых стандартов. Работа в этом направлении начата. Нами рассмотрены предложения потенциальных инвесторов китайской «Тенгри Холдинг», сингапурской «Changi Airports International Ltd» и французской «Vinci Group», специализирующихся в этой сфере.
Так, «Тенгри Холдинг» и «Changi Airports International Ltd» выступают за строительство нового аэропортового комплекса под Алматы, «Vinci Group» предлагают проект расширения существующего аэропорта. Со стороны инвесторов основными условиями реализации проекта являются выделение земельных участков, подведение инфраструктуры за счет республиканского бюджета, льготный режим налогообложения и другие. После предварительного изучения инвестиционных предложений, с учетом стратегической важности и высокой капиталоемкости проекта, ведется работа по определению оптимального предложения с привлечением иностранных консультантов.
- В целях полноценного использования транзитного потенциала и организации смешанных перевозок нами начаты работы по снижению барьеров в данном направлении, путем внесения ряда изменений в налоговое и таможенное законодательство РК для внедрения электронного документооборота при перевозке грузов, - сообщил Исекешев. - В результате реализации данного шага к 2020 году мы рассчитываем обслуживать до 30% (500 тыс. тонн)от транзита грузов через воздушное пространство РК.
Для успешного обслуживания возрастающего объема авиаперевозок необходим, по его словам, высокий уровень безопасности полетов. В этой связи в соответствии запланировано улучшение эффективности госрегулирования авиаперевозок, путем ориентирования деятельности Комитета гражданской авиации на модели Британского агентства гражданской авиации и Агентства безопасности авиации ЕС.
- В настоящее время начат переговорный процесс с ведущими мировыми авиационными администрациями, и мы рассчитываем, что уже в следующем году иностранные специалисты приступят к работе. Это позволит к 2020 году поднять уровень соответствия стандартам ИКАО с 65 до 75%, - отметил глава министерства инвестиций и развития. - Как вам известно, Астана будет крупным международным финансовым центром и наша задача соединить ее с основными мировыми финансовыми центрами регулярными авиасообщениями с ведущими финансовыми центрами мира. В часть из них мы уже осуществляем полеты, а именно: Франкфурт, Пекин, Стамбул, Москва, Лондон, Париж, Сеул. Последние 2 рейса открыты буквально несколько месяцев назад, еще пять направлений ожидаются к открытию до конца 2019 года. Для развития международных пассажирских перевозок мы предполагаем облегчение визового режима для таких стран как Япония, Сингапур, граждане которых проявляют высокую туристическую активность.
Ольга Белова.