Комсомольская правда Казахстан
Войти  \/ 
x
Регистрация  \/ 
x



Наш опрос

Спасибо! Результаты опроса "Общественный транспорт" смотрите в рубрике "Архив"

Недавно предлагаемый акимом Астаны ежемесячный сбор в размере 3800 тенге с квартиры, в рамках создания бесплатного общественного транспорта в Астане, вызвал бурную реакцию на просторах интернета. Поэтому «КП» решила узнать у своих читателей, как они отнесутся к такому нововведению в своем городе?

Поиск по тегам
Поиск - Категории
Поиск - Статьи
Поиск - Контакты
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки
Поиск - Комментарии

rsz corw6lz2t4o

Пн04292024

ОбновленоЧт, 30 Нояб 2017 11am

  • Курс валют:

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИДЕТ ПО НАМЕЧЕННЫМ ПЛАНАМ

Недавно были подведены итоги за 7 месяцев 2017 года Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-­2021 годы (далее ­- Госпрограмма). Госпрограмма была утверждена Указом президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года.

В общем объем валовой продукции сельского хозяйства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 2,7% при годовом плане 2,5% (по Прогнозу социально-­экономического развития, ПСЭР) и составил 1 180,2 млрд. тенге.

При этом производство продукции животноводства увеличилось на 3,1% (1 000,5 млрд. тенге), растениеводства ­- на 0,7% (177,7 млрд. тенге). Производство продуктов питания за данный период выросло на 6,4% при годовом плане 3,2% (по ПСЭР).

Для более эффективного развития АПК в Госпрограмме были выделены 8 задач.

1. Вовлечение мелких и средних хозяйств в сельхозкооперацию

С начала года по состоянию на 1 августа 2017 года было создано 517 кооперативов (при годовом плане 326), в том числе 173 кооператива с молокоприемным пунктом (план ­ 220 ед.), 281 кооператив с убойным пунктом (план -­ 109 ед.).

С января по август 2017 года созданы 2600 семейных откормплощадок на 41 597  голов КРС. Во всех 160 сельских районах проведены семинары по основам кооперации и обучены 2248 акимов сельских округов и замакимов района.

Внедрена схема приобретения модульных молокоприемных и убойных пунк­тов без залога и первоначального взноса для сельхозкооперативов, а также для членов кооперативов предусмот­рен механизм гарантирования кредитов.

2. Насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции

 Животноводство

Объем производства мяса птицы составил 100,2 тыс. тонн при годовом плане 187 тыс. тонн (53,5%), говядины ­- 227,5 тыс. тонн при плане 427 тыс. тонн (53,2%), баранины ­ - 72,5 тыс. тонн при плане 148 тыс. тонн (48,9%), свинины -­ 48,7 тыс. тонн при плане 129 тыс. тонн (37,7%), молока ­- 3 333,2 тыс. тонн при плане 5 124 тыс. тонн (65,0%).

 Растениеводство

Официальные статистические данные по объемам производства растениеводческой продукции будут опубликованы в четвертом квартале текущего года после уборки урожая.

Проведена диверсификация структуры посевных площадей. Площади востребованных культур увеличены на 1 млн. 348 тыс. га, что на 340 тыс. га превышает запланированный индикатор Госпрограммы.

Данная диверсификация позволит достичь запланированные индикаторы на 2017 год. Производство отечественного сахара увеличится с 36 тыс. до 54 тыс. тонн при годовом плане 51 тыс. тонн (в 1,5 раза), маслосемян ­- с 1,5 млн. до 1,9 млн. тонн при плане 1,8 млн. тонн (в 1,3 раза), кормовых -­ с 7,2 млн. до 7,8 млн. тонн при плане 7,8 млн. тонн, комбикормов -­ с 1,2 млн. до 1,4 млн. тонн при плане 1,4 млн. тонн (больше на 225 тысяч тонн). За 6 месяцев произведено 513,4 тыс. тонн комбикормов, что на 47,4% больше аналогичного периода прошлого года.

По состоянию на 12 августа т.г. убрано 37,6% площадей (в 2016 году ­- 37,9%). Намолочено 1724,7 тыс. тонн зерна в первоначальном весе (в 2016 году ­ - 1692,8 тыс. тонн). Средняя урожайность составила 20,3 ц/га (в 2016 году -­ 21,7 ц/га).

 Переработка сельхозпродукции

За 6 месяцев 2017 года объем производства масла растительного составил 160,7 тыс. тонн при годовом плане 309 тыс. тонн (51,8%), продуктов переработки картофеля ­ 291 тонна при плане 500 тонн (58%), колбасных изделий ­ 20 тыс. тонн при плане 40 тыс. тонн (50%), сыра твердого ­ 1,8 тыс. тонн при годовом плане 3,0 тыс. тонн (60%).

Доля переработки мяса составила 33%, молока ­ 25% при годовом плане 32% и 30% соответственно.

 Фитосанитарная и ветеринарная безопасность

Для обеспечения ветеринарной и фитосанитарной безопасности Министерством сельского хозяйства (далее ­ Министерство) совместно с акиматами утверждены Планы пошаговых действий на 2017 год.

Рабочие группы из представителей госпредприятий и научных учреждений осуществили 472 выезда и установили точные координаты еще 334 сибиреязвенных захоронений. На сегодняшний день по республике установлено 2612 захоронений сибирской язвы, из них 50 эпидемических очагов (где было отмечено заболевание людей сибирской язвой без захоронения) и 20 очагов, перешедших на территорию сопредельных государств.

Сведения по 2144 захоронениям внесены в Автоматизированную информационную систему государственного земельного кадастра (далее ­ АИС ГЗК). Работа по внесению сведений в АИС ГЗК оставшихся 35 захоронений продолжается.

25 мая 2017 года Казахстаном получен статус зоны, свободной от ящура, для оставшихся 5 областей (ВКО, ЮКО, Алматинская, Жамбылская, Кызылординская области). Ранее Казахстан получил статус зоны, свободной от ящура, без вакцинации для 9 областей (2015 год).

Фитосанитарная обстановка стабильная, и в текущем году не допущено нанесение ущерба саранчовыми по сравнению с прошлым годом. Химические обработки против стадных саранчовых вредителей завершены. В общем было обработано 1,9 млн. га.

Завершаются химические обработки против болезней зерновых культур (ржавчина и септориоз) и карантинных объектов. На сегодняшний день химические обработки проведены на площади 3,38 млн. га.

В целом вышеуказанными мерами обеспечивается благоприятная фитосанитарная ситуация в республике, о чем свидетельствует отсутствие запретов на поставку растениеводческой продукции со стороны третьих стран.

 Экспортная политика

Для продвижения экспорта АО «НК «Продкорпорация» (далее ­ Продкорпорация) преобразовано в оператора по продаже всей сельхозпродукции на внешних рынках. Теперь она занимается не только зерном, но и другими видами сельхозпродукции.

В текущем году на закуп 850 тыс. тонн сельхозпродукции планируется направить 43,4 млрд. тенге (в 2016 году на закуп 157 тыс. тонн зерновых было выделено 8 млрд. тенге).

В 2017 году экспорт Продкорпорации расширил свой список (см. инфограмму).

В течение 4 месяцев текущего года проведен обширный анализ и была сформирована База данных перерабатывающих предприятий. Были посещены практически все предприятия, за исключением мукомольных, и проведено анкетирование. База включает оценку текущего состояния каждого предприятия, мощность, год ввода, тип оборудования, загрузку, объем и номенклатуру продукции, а также сдерживающие проблемы.

Для развития 9 приоритетных видов переработки проведены расчеты и разработана четкая Карта размещения предприятий агропереработки, в том числе по каждой области, каждому району.

3. Эффективное использование финансовых мер господдержки

Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства за январь­июль 2017 года увеличился на 13,4% и составил 137,8 млрд. тенге. Инвестиции в основной капитал продуктов питания за 6 месяцев т.г. увеличились на 41,5% и составили 27,2 млрд. тенге.

В целях повышения эффективности господдержки АПК пересмотрены 65 видов субсидий, по итогам исключены 11 неэффективных субсидий, по 40 изменены критерии, а оставшиеся 14 оставлены без изменений. В результате ежегодно будет экономиться 25 млрд. тенге. А измененные критерии повышают производство сельхозпродукции в среднем на 29% в рамках того же бюджета.

В животноводстве измененные критерии позволили в рамках тех же средств в разы увеличить охват получателей субсидий. Если раньше субсидии по говядине получали 175 товарных хозяйств, занимающихся промышленным откормом, то сегодня охват составил 522 хозяйства (100%). По молоку охват увеличен в 2 раза ­ с 269 до 532 хозяйств. По баранине охват получателей господдержки увеличен в 1,3 раза ­ со 180 до 234 хозяйств с переходом субсидирования от баранины к более востребованной ягнятине. По шерсти количество получателей выросло в 3,6 раза ­ с 50 до 180 хозяйств. Предусмотрено субсидирование не только тонкой, но и полутонкой шерсти.

В прежней схеме инвестиционного субсидирования были искусственно завышены критерии (количество голов, мощность проекта и др.), которые не позволяли мелким и средним сельхозтоваропроизводителям (далее ­ СХТП) участвовать в программе. Так, в 2016 году 50% (12,3 млрд. тенге) выплаченных субсидий приходилось на 49 крупных проектов, или 2% от общего количества участников (2,4 тыс.). Данные «перекосы» устранены, в текущем году охват мелких и средних СХТП увеличился в два раза.

Кроме того, исключены трудно администрируемые затраты по строительно­монтажным работам, ограничена выдача субсидий в одни руки по сумме, введена поэтапная выплата крупных сумм в течение нескольких лет и производится прием заявок в пределах утвержденного бюджета.

В АО «НУХ «КазАгро» (далее ­ Холдинг) с июня текущего года внедрена электронная подача заявки на получение кредита и лизинга. Пересмотрена кредитная политика Холдинга.

Впервые кредиты на весенне­полевые и уборочные работы предоставлялись конечным заемщикам под 6% годовых (в прошлые годы ­ 9­10%). При этом кредитование началось на месяц раньше. Также по кредитным продуктам Холдинга сокращен требуемый пакет документов на 24% (например, по «Аграрной кредитной корпорации» для юрлиц было 27, стало 19; для физлиц ­ было 16, стало 12 документов).

Ставка по кредитам на инвестиционные проекты по средствам Национального фонда снижена с 6 до 5,5%, по средствам республиканского бюджета и Единого накопительного пенсионного фонда ­ с 11 до 8%. Микрокредиты через АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» предоставляются под 6% (ранее доходило до 14%).

С 1 февраля 2017 года Министерством были внесены изменения в Правила финансового оздоровления, ужесточен порядок мониторинга и соблюдения графиков оздоровления. Предусмотрена норма по автоматическому исключению из программы участников при просрочке платежей по обязательствам более 90 дней, тогда как раньше их годами могли не исключать. В результате из программы исключены 83 участника с заведомо слабыми перспективами финансового оздоровления. В связи с этим экономия бюджетных средств на субсидирование ставки вознаграждения составила 14,5 млрд. тенге из 30,4 млрд. тенге, выделенных на 2017 год.

4. Эффективное использование водных ресурсов

В целом за счет привлечения международных займов будут реализованы проекты на площади 128 тыс. га на общую сумму более 102 млрд. тенге.

Запланированный индикатор по Гос­программе на 2017 год по вводу орошаемых земель составляет 4 тыс. га в Алматинской и 11 тыс. га в Актюбинской областях, которые будут введены в оборот во втором полугодии. По оставшимся 481 тыс. га земель разрабатываются инвестиционные предложения.

Кроме того, разработан План по сохранению, накоплению и распределению паводковых вод и восстановлению, обустройству обводнительных сооружений (колодцев) для водопоя скота на пастбищах (далее ­ План).

В Плане определены наиболее целесообразные для строительства 296 малых водохранилищ и водоемов с объемом накопления 2,7 млрд. м3. Реализация Плана позволит улучшить водообеспеченность 140 тыс. га орошаемых земель, ввести в сельхозоборот дополнительно порядка 31 тыс. га новых, а также обеспечить обводнение 93 тыс. га пастбищ.

В текущем году запланировано строительство 764 колодцев, из которых 425 (55,6 %) на сегодня введены в эксплуатацию. В результате к концу года будет улучшено обводнение пастбищ на площади 6,7 млн. гектаров и обеспечено водопоем 140 тыс. условных голов скота.

5. Создание условий для эффективного использования земельных ресурсов

По состоянию на 1 августа 2017 года площадь земель сельхозназначения, охваченных почвенным обследованием, составила 2,6 млн. га, площадь земель, охваченных геоботаническим обследованием, ­ 1,8 млн. га, площадь земель, охваченных качественной оценкой, ­ 1,9 млн. га.

В целях количественного анализа земельного фонда впервые начата документальная ревизия земель всех категорий. Для этого утверждена методика по проведению ревизии земель и формы ее отчетности, на местах созданы Рабочие группы.

По итогам работы Комиссии по земельной реформе с учетом мнения населения разработан законопроект, который находится в парламенте. Он предусматривает принципиально новые нормы по эффективному использованию сельхозземель:

­ жесткий порядок контроля за рациональным использованием сельхозземель специальной комиссией с участием общественности (50% от состава комиссии): первые 5 лет аренды ­ ежегодно, затем на орошаемой пашне ­ каждые 3 года, на богарной ­ каждые 5 лет. По результатам мониторинга предусматривается принудительное (одностороннее) изъятие сельхозземель.

­ установление предельного (максимального) размера сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам. В текущем году выделены 17,6 млн. тенге на разработку необходимой методики.

Совместно с Министерством оборонной и аэрокосмической промышленности проводится работа по использованию космического мониторинга и созданию необходимого геопортала.

В текущем году принят Закон «О пастбищах», который предусматривает регулирование общественных отношений, связанных с рациональным использованием пастбищ.

6. Повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизации

В 2017 году введена новая схема, устанавливающая конкретные нормативы в абсолютном выражении от минимальной рыночной стоимости удобрений.

В результате в текущем году заявлено 409 тыс. тонн удобрений, что в 1,5 раза больше, чем в 2016 году. По состоянию на 10 августа уже приобретено 309 тыс. тонн удобрений, что больше всего объема 2016 года (261 тыс. тонн). Во втором полугодии планируется приобретение оставшихся объемов, которые будут внесены под пары, озимые и другие культуры.

По итогам года внесение удобрений впервые достигнет 14% от потребности. Ранее внесение удобрений составляло ежегодно в среднем не более 10% от потребности.

В целях профилактических мер против грибковых заболеваний (септориоза, ржавчины) в текущем году для обработки 2,1 млн. га площадей своевременно проведены закупки пестицидов на сумму 3,4 млрд. тенге.

Из них 1,9 млрд. тенге направлены на покупку пестицидов, остальные 1,5 млрд. тенге ­ на закуп услуг по транспортировке, хранению и применению пестицидов.

Однако указанных средств достаточно только на обработку 65% прогнозируемых площадей.

В этой связи в рамках новой Госпрограммы с 2018 года предусмотрена новая схема, предусматривающая выделение всего объема средств ­ 3,4 млрд. тенге (включая расходы на транспортировку, хранение и применение пестицидов) на субсидирование затрат СХТП по закупу препаратов в размере 30­40% от их стоимости. Это позволит увеличить обрабатываемые площади с 2,1 млн. га до 4 млн. га. Кроме того, это дает возможность СХТП самим приобретать желаемые пестициды в нужные сроки и не зависеть от сроков проведения госзакупок. Законопроект будет внесен в парламент в октябре этого года.

На базе предприятий Акмолинской и Костанайской областей организовано производство малогабаритной прицепной и навесной техники (так называемая «малая механизация»). На эти цели АО «КазАгро» выделено 5 млрд. тенге кредита со ставкой до 5,5%. Поставлена задача к 2021 году организовать максимальное их производство в Казахстане и долю импорта по данным видам техники сократить на 25%.

Для реализации поставленных задач в рамках общей штатной численности создан новый Департамент по вопросам развития технической политики в АПК.

7. Развитие торгово­логистической инфраструктуры

По состоянию на август 2017 года функционирует 1 оптово­распределительный центр (ОРЦ) в Алматы, на стадии строительства 1 ОРЦ в Шымкенте (план на 2017 год ­ 3).

В соответствии с Госпрограммой планируется строительство ОРЦ в каж­дом областном центре.

В целях создания оптово­распределительных центров Акмолинской, Мангыстауской, ЗКО, ВКО, Кызылординской, ЮКО, СКО, Алматинской, Костанайской, Карагандинской областями ведутся расчеты по подведению необходимой инфраструктуры к объектами, на базе которых будут строиться ОРЦ.

Жамбылской областью разрабатывается Концепция строительства ОРЦ на основе государственно­частного парт­нерства на базе базара «Ауыл­Береке».

Атырауской, Павлодарской и Актюбинской областями не решен вопрос финансирования проектов и ведется поиск инвесторов.

8. Научно­технологическое, кадровое и информационно­маркетинговое обеспечение АПК

На 2017 год запланировано достижение 1 индикатора по охвату субъектов АПК услугами системы распространения знаний, информация по которому будет представлена по итогам года.

Будет шире применяться трансферт готовых апробированных технологий. Для чего создан специальный Центр трансферта и коммерциализации агротехнологий, куда набраны специалисты со знанием иностранных языков (из 15 сотрудников 12 со знанием английского, 1 -­ китайского, 2 -­ английского и китайского языков). На сегодняшний день уже сформирована База данных 476 технологий, разработаны и внедрены типовые проекты для сельхозкооперативов (по мясу КРС и птицы, молоку, плодоовощеводству).

Александра ПЕРШИНА.

Поделиться ссылкой