Внедрение ЕНСЗ направлено на повышение качества медицинских услуг
- Родительская категория: Новости
- Категория: Красота/здоровье
- 12991
-
21 Авг 2014
Здравоохранение Казахстана сейчас находится на этапе становления Единой национальной системы, которая предусматривает новые принципы и подходы к регулированию отрасли. Прежде всего, речь идет о введении рыночных механизмов, которые должны способствовать решению наиболее острых проблем отрасли, таких как качественное и своевременное оказание медицинской помощи, свободный выбор врача и медицинской организации, страхование профессиональной ответственности.
Внедрение ЕНСЗ осуществляется в два этапа: первый этап (с 2010 г. по 2012 г.) - на стационарном уровне; второй этап (с 2014 г. по 2016 г.) - на амбулаторном уровне.
Задачами по внедрению ЕНСЗ являются: дальнейшее совершенствование оказания стационарной помощи на основе свободного выбора пациента, развитие конкурентной среды, обеспечение доступности высокоспециализированной медицинской помощи, улучшение качества медицинских услуг, развитие дифференцированной оплаты для медицинских работников стационара и включение стимулирующих механизмов в амбулаторно-поликлиническом секторе.
Создан единый плательщик гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) в рамках стационарной и стационарозамещающей помощи при лечении заболеваний, за исключением психиатрических, инфекционных и туберкулезных, в лице Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения Республики Казахстан с территориальными департаментами (ТД КОМУ). При этом непосредственная оплата за услуги ГОБМП осуществляется на основании договора государственного заказа на предоставление услуг ГОБМП, заключаемого между ТД КОМУ и аккредитованной организацией здравоохранения, путем сплошного контроля качества медицинских услуг в зависимости от конечных результатов.
Внедрение ЕНСЗ позволило создать конкурентную среду между медицинскими организациями путем внедрения принципа свободного выбора пациентом врача и медицинской организации; повысить мотивацию медицинских организаций (как поставщиков медицинских услуг) к оказанию качественной и доступной медицинской помощи; обеспечить права пациентов на качественные и безопасные медицинские услуги; внедрить эффективные международные стандарты управления качеством медицинских услуг (внедрение протоколов диагностики и лечения с единым подходом возмещения затрат и клинического ведения больного, проведение аккредитации медицинских организаций); внедрить дифференцированную оплату труда медицинских работников, ориентированную на конечный результат; повысить прозрачность процесса оказания медицинских услуг; повысить эффективность использования ресурсов государства; разработать и внедрить клинические руководства и протоколы по приоритетным направлениям; внедрить трансферт ВСМП в регионы;
снизить уровень документооборота в стационаре путем изменения требований и внедрения электронных технологий; повысить эффективность работы персонала за счет обучения (командное, проектное обучение, обучение на рабочих местах, обучение у лидеров); внедрить штат социальных работников и психологов.
Рыночные отношения в здравоохранении открыли перспективы для развития конкурентоспособных медицинских организаций. Но одновременно неконкурентные организации могут быть реорганизованы, преобразованы и т.д.
Также в соответствии с приказом министра здравоохранения РК от 20.05.2011 года № 310 «Об утверждении Правил оплаты труда медицинских работников», созданы условия для дифференцированной оплаты труда медицинских работников в зависимости от конечного результата и начат мониторинг за мероприятием выплат дополнительного компонента подушевого норматива организациям первичной медико-санитарной помощи. В соответствии с принципами ЕНСЗ, расширился доступ к стационарной помощи населению. В полной мере реализуется свободный выбор стационаров, широко внедряются стационарозамещающие технологии, высокоспециализированная помощь не только в республиканских центрах, но и в регионах.
За счет эффективного использования ресурсов на стационарном уровне с 2010 года сокращено более 10 тыс. коек, а перепрофилировано - более 12 тыс. Это значит, что высвобожденные средства могут быть направлены на развитие инновационных технологий в стране. В результате снизилось число направлений на лечение за рубеж. Сегодня отечественные научные центры внедрили 4 из 8 технологий по зарубежному лечению: эндоваскулярное лечение при мальформации сосудов; трансоральное удаление опухолей; трансплантация сердца, искусственного левого желудочка, печени, почек, поджелудочной железы, костного мозга, костей, стенозы гортани. Важно отметить, что за период внедрения ЕНСЗ в больницах улучшилось качество предоставления стационарных медицинских услуг. Сегодня пациент сам управляет своей госпитализацией, используя электронный портал «Бюро госпитализации». Об этом четко говорят цифры: например, финансовая наполняемость за пролеченные случаи. Так, средняя стоимость стационарного больного в 2009 году составляла 47 724 тенге, а в 2013 году уже 90 552 тенге. Была проведена стандартизация медицинских технологий и аккредитация поставщиков медицинских услуг. Постоянно совершенствуется контроль качества оказанных медицинских услуг за счет внутреннего и внешнего аудита. Активно ведется работа по внедрению современных перинатальных технологий, адекватной медицинской помощи при остром коронарном синдроме и инсультах. И, конечно, в рыночных условиях немаловажную роль играет и экономическая мотивация медицинских организаций, которая зависит от результатов лечения и удовлетворенности пациента.
Свободный выбор врача и медицинской организации, внедренный на стационарном уровне в 2010 году, позволил сформировать конкурентную среду среди стационаров, добиться прозрачности оказания медицинских услуг и финансирования медицинских организаций по конечному результату. Важно, что руководители больниц приобрели огромный опыт адаптации к современным требованиям и рыночным условиям. Это стимулирует эффективное использование ресурсов и повышение качества управления.
Однако мы понимаем, что дальнейшее совершенствование ЕНСЗ невозможно без развития социально-ориентированной модели первичной медико-санитарной помощи, основанной на общеврачебной практике. Можно сказать, что первичная медико-санитарная помощь (ПСМП) - это основа всей системы здравоохранения.
С 2014 года в соответствии с государственной программой развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, утвержденной указом президента РК от 29.11.2010 г №1113 начат второй этап внедрения ЕНСЗ на амбулаторном уровне.
Нынешнее Послание президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана 17.01.2014 г. «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» подтвердило, что главным приоритетом в развитии здравоохранения было и остается развитие первичной медико-санитарной помощи. А это главная задача второго этапа реализации госпрограммы.
В этой связи проведены следующие подготовительные мероприятия:
- консолидированы расходы на оказание амбулаторно- поликлинической помощи (АПП) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на республиканском уровне;
- выделены дополнительные средства из республиканского бюджета на выравнивание комплексного подушевого норматива не ниже базового уровня КПН, являющегося единым по стране;
- увеличены в два раза расходы на стимулирование работников первичного звена здравоохранения за вклад в достижение конечного результата деятельности на основе индикаторов;
- разработана методика финансирования по комплексному подушевому нормативу по принципу частичного фондодержания для обеспечения приоритета ПМСП.
Переход на адекватное подушевое финансирование, внедрение дифференцированной оплаты труда, поэтапный переход на фондодержание должны коренным образом изменить ситуацию в этом звене. Меры этого года должны стать основой дальнейшего развития ПМСП, и она должна стать ведущим звеном здравоохранения, оказывающим помощь 80% больных на амбулаторном уровне.
На местах должны обеспечить оказание качественной медицинской помощи в рамках разрабатываемых стандартов, протоколов и алгоритмов.
Глава государства в Послании народу Казахстана отметил, что социальное самочувствие простых людей должно быть важнейшим индикатором нашего продвижения к главной цели, поставленной в Стратегии «Казахстан-2050». Повышение продолжительности жизни, доступность и качество гарантированной медицинской помощи, создание высокоэффективной, конкурентоспособной системы здравоохранения, развитие медицинского туризма - эти и другие задачи решаемы тогда, когда налажены кропотливая совместная работа и межсекторальное взаимодействие.
Новая модель ПМСП требует развития следующих стратегических направлений: делегирование функций профильных специалистов врачам общей практики, делегирование функций врачей общей практики средним медицинским работникам, расширение спектра оказываемых услуг. Усиливается работа по профилактике и социально-психологической помощи населению с факторами риска, со здоровым контингентом. Аспектом предстоящей работы становится максимальное усиление информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам ЗОЖ. С широким использованием потенциала СМИ, совместно с НПО усиливать работу с населением, что улучшит качество жизни. Также граждане будут вовлекаться в процесс укрепления собственного здоровья и формирования солидарной ответственности за него. Сотрудники системы здравоохранения получат условия для профессионального роста и материальное стимулирование за улучшение качества медицинской помощи и повышение удовлетворенности населения. Разработаны стандарты работы регистратуры организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь - система приема вызовов, предварительная запись больных на прием к врачу, вызов на дом путем записи, самозаписи, в том числе по телефону и через веб-сайты организаций ПМСП, обеспечение обратной связи с пациентами, функционирование справочных служб, отдельной регистратуры для пожилых людей, распределение потоков пациентов при направлении на лечебные, консультативные и диагностические услуги, регистрация пациентов и своевременное информирование населения о работе поликлиники.
Для обеспечения успешного внедрения второго этапа ЕНСЗ в амбулаторно-поликлиническом секторе проведены следующие кардинальные изменения. ПМСП с 2014 г. получает комплексный подушевой норматив и вправе выбирать субподрядные организации в зависимости от потребностей, нужд населения, структуры, показателей здоровья. Здесь одинаковые права имеют как государственные, так и частные организации.
С внедрением КПН появилась возможность выбора заключать договоры с теми медицинскими организациями, которые работают в удобном для населения режиме, что сокращает время ожидания. Если участковые врачи раньше направляли только в близлежащие КДУ, то теперь возникла возможность выбора лучших медицинских учреждений и специалистов. Оплату за полученные ими медицинские услуги производит ПМСП по специально установленным тарифам согласно приказу № 770 от 31.12.2013 г. «Об утверждении тарификатора медицинских услуг». Такие новые возможности решают проблему пациента по принципу «здесь и сейчас». Расширяется конкурентное поле, что позволяет выбрать качественного специалиста в любом субподрядном учреждении.
Специалисты КДУ должны будут делать сложные манипуляции за более короткие сроки, а также планировать свою работу в соответствии с приоритетом ПМСП. Руководители данных учреждений для удержания профессиональных кадров должны будут изыскивать новые механизмы мотиваций, а тем временем ПМСП должна будет расширять и усложнять объем оказанных услуг. У пациента появляется возможность получить больший объем услуг на уровне ПМСП. Обеспечить комплексное предоставление услуг на амбулаторном уровне с учетом востребованности населения и с учетом права на свободный выбор медицинской организации.
Сегодня в амбулаторном секторе действуют разные модели финансирования: в ПСМП - на основе подушевого норматива, в клинико-диагностической помощи - оплата за каждую услугу. Подушевой норматив выплачивается за каждого прикрепленного к медицинской организации жителя, что дает возможность повысить заинтересованность медработников в здоровом населении, а также стимулирует медицинский персонал внедрять современные эффективные методы профилактики, обеспечивать оказание качественной медицинской помощи в рамках разрабатываемых стандартов, протоколов и алгоритмов. Вместе с тем акцент должен быть сделан на стимулирование развития общей врачебной практики. При этом главным условием является наличие организационно-правовой формы предприятия на праве хозяйственного ведения.
Кроме того, если в 2013 году на каждого прикрепленного пациента предусматривалось 50 тенге на выплату СКПН, то с 2014 года это будет 100 тенге. И если раньше выплата производилась ежеквартально, то с нового года выплата будет производиться ежемесячно при достижении конечных результатов. И если организация ПМСП не достигнет своих результатов, то эти стимулирующие выплаты будут перераспределены в другие организации ПМСП, достигшие лучших результатов.
Определены следующие 6 индикаторов СКПН:
· материнская смертность, предотвратимая на уровне ПМСП;
· детская смертность в возрасте от 7 дней до 5 лет, предотвратимая на уровне ПМСП;
· своевременное диагностирование туберкулеза легких;
· раннее выявление случаев злокачественных новообразований визуальной локализации 1-2 стадии (рак шейки матки, рак молочной железы, колоректальный рак, рак кожи, рак ротоглотки);
· удельный вес пролеченных больных в стационаре из числа прикрепленного населения с осложнением болезней системы кровообращения (инфаркт миокарда, инсульт);
· отсутствие жалоб.
Привлекательность тарифа ПМСП должна быть направлена также на улучшение доступности и качества предоставляемой медицинской помощи, и здесь одним из основных механизмов улучшения качества и доступности должно стать развитие конкурентной среды, внедрение механизмов государственно- частного партнерства и доверительного управления.
Усилия направлены на создание пациенто-ориентированной модели здравоохранения, формирование здоровой модели поведения населения и развитие солидарной ответственности через национальные скрининговые программы, которые направлены на раннее выявление рака, неинфекционных болезней и оздоровление населения. Немалые надежды мы возлагаем на инвестиции в здравоохранение, развитие самостоятельных центров ПМСП и государственно-частное партнерство.
Опыт работы в рамках ЕНСЗ показал, что принцип самостоятельного выбора поликлиники, стационара, врача был правильным шагом. Ведь теперь нет условий для неудовлетворенности пациентов тем, что им навязывают ту или иную медицинскую организацию. Пациент сам вправе сделать выбор. Прикрепление к той или иной поликлинике происходит по месту постоянного или временного проживания, работы, учебы с учетом права свободного выбора врача, медицинской организации в пределах одной административно-территориальной единицы. И, понятно, это количество людей может быть неравномерным в пределах, скажем, одного города. Гражданин прикрепляется только к одной поликлинике и здесь он должен сам выбрать, что для него важнее: близость к дому, работе, наличие высококвалифицированных специалистов и т. д.
Что касается выбора хорошего участкового врача, то здесь действуют нормативы численности прикрепленного населения. Ведь, каким бы отличным ни был ваш участковый, существует физический предел его возможностей - врач не может принимать круглосуточно. Поэтому существуют рассчитанные и утвержденные нормативы. Информация о нормативах численности распространяется через средства массовой информации и размещается в доступных для ознакомления местах в поликлиниках. При свободном выборе гражданином прикрепления к поликлинике или врачебной амбулатории обязательно обговаривается возможность обслуживания на дому, что прописывается в справке (талоне) прикрепления. Также вся информация о прикреплении, организациях и медицинском персонале содержится в Регистре прикрепленного населения. Данные о наличии прикрепленного населения - основание для распределения объемов финансирования оплаты подушевого норматива поликлиник, что становится для руководителей медорганизаций хорошим стимулом для улучшения кадровой работы, повышения конкурентоспособности и авторитета поликлиники. Комплексный подушевой норматив рассчитывается на каждого жителя с учетом применения так называемых поправочных коэффициентов (половозрастной коэффициент, коэффициенты плотности населения, за работу в сельской местности, продолжительности отопительного сезона и др.). Структура тарифа включает расходы на оказание ПСМП, консультативно-диагностических услуг, то есть консультации узких специалистов и диагностические исследования, а также стимулирование медработников на основе индикаторов оценки. С 2014 года после выравнивания комплексного подушевого норматива (КПН) средства республиканского бюджета будут переданы в регионы в виде целевого текущего трансферта. Если говорить просто, то введение КПН в поликлиниках обеспечит единый подход к формированию тарифа и планированию затрат для оказания медицинской помощи населению в каждом регионе.
Наиболее прогрессивным направлением менеджмента является переход предприятий на право хозяйственного ведения (ПХВ). Важными элементами перевода медучреждений на ПХВ в пилотном режиме станет внедрение системы всеобщего управления качеством (Total Qualiti Management,TQM), которая позволит проводить непрерывное повышение качества всех организационных процессов, а также прохождение медучреждениями сертификации по системе ISO, которая позволит выйти на более высокий уровень предостовляемых услуг. Именно через ПХВ в отрасли внедряются современные методы администрирования, в том числе новые принципы оплаты труда, ориентированные на качество лечения и удовлетворенность пациента. Самостоятельность руководителей медорганизаций, отмена почасовой (советской) модели оплаты труда с переходом на оплату по конечному результату - это главное в повышении заработной платы медработников. Такой механизм позволяет руководителям самостоятельно обеспечивать обучение необходимого количества специалистов, определять направления и тематики, выбирать по данной бюджетной программе страну, организацию обучения. Средства могут быть направлены на приобретение оборудования в лизинг. Таким образом, пациент получает более качественную медицинскую помощь на новейшем оборудовании, в отремонтированных зданиях, от грамотных специалистов, а государство - улучшение качественных и количественных показателей деятельности отрасли за меньшие деньги, за счет правильного хозяйствования.
В здравоохранении существует ряд специальностей, для которых характерен повышенный риск неблагоприятного исхода лечения: хирурги, акушеры-гинекологи, неонатологи, анестезиологи, реаниматологи, стоматологи и т. д. Такие специалисты заинтересованы в страховании своей профессиональной ответственности в первую очередь. Кроме того, страховая защита нужна всему медицинскому персоналу на случай предъявления судебного иска пациентом.
Безусловно, обязательным должно быть право на страхование последствий профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью пациента, если ошибка не связана с небрежным или халатным выполнением профессиональных обязанностей. Ведь в большинстве случаев так и бывает. Большинство пациентов понимают, что никто из врачей не хочет причинить вред намеренно. Умышленное же причинение вреда, не являясь профессиональной ошибкой, не должно считаться страховым случаем.
Переход на работу в соответствии с принципами Единой национальной системы здравоохранения уже позволяет говорить о характерных положительных итогах. Если обратить внимание на ключевые показатели здоровья населения, то по многим медицинская статистика фиксирует позитивную динамику. На этом фоне сами медработники уверены - ЕНСЗ позволила не только добиться неплохих статрезультатов, но и помогла конкретизировать и повысить медицинские стандарты, а также заложить основы для последовательного роста эффективности и качества медуслуг.
Результатом всех проводимых реформ ПМСП должны стать:
· стимулирование профилактической направленности;
· расширение спектра и качества оказываемых услуг;
· стимулирование развития технологий в организациях ПМСП;
· обеспечение рационального и эффективного использования средств;
· повышение мотивации медицинских работников ПМСП;
· создание положительного имиджа врача и медсестры первичного уровня;
· развитие конкурентной среды в предоставлении первичной помощи.
· Мировой опыт показывает, что все успешные системы здравоохранения достигли высоких результатов деятельности и уровня здоровья населения за счет:
· укрепления первичного звена здравоохранения с ориентацией системы образования на общеврачебную и сестринскую общую практику;
· развития социально ориентированных (пациентоориентированных) моделей ПМСП;
· солидарной ответственности самого человека, семьи, сообщества, работодателя, частных и общественных организаций, государственной системы за профилактику и охрану здоровья;
· рационального, эффективного использования и распределения финансовых ресурсов между первичным и вторичным уровнями оказания медицинской помощи, когда не менее 60% ресурсов направляется на первичный уровень;
· многофункциональности и самостоятельности медицинских сестер - партнеров врачей;
· комплексной интегрированной медико-социально-психологической помощи на уровне первичного звена здравоохранения.
Н.С Альменева, главный врач ПСТ №3
г. Семей.