Береги зрение смолоду!
- Родительская категория: Новости
- Категория: Красота/здоровье
- 3296
-
13 Июнь 2014
О некоторых нюансах работы офтальмолога, о широком спектре глазных заболеваний, о том, что за всю историю медицины еще ни разу не удалось пересадить человеку глаз целиком, и многом другом я узнала, посетив Казахский НИИ глазных болезней.
Близорукость у меня с детства. Студенческие годы, когда приходилось по полночи сидеть над учебниками, а после - работа журналиста, неразрывно связанная с компьютером, все это влияло на то, что мое зрение продолжало потихоньку ухудшаться. Добавляло тревоги и то, что практически все в моей семье страдали близорукостью и другими глазными болезнями - сестра, мама, бабушка. Желая узнать, какие меры мне необходимо предпринять, чтобы сохранить зрение как можно дольше, я отправилась в Казахский НИИ глазных болезней (КазНИИ ГБ). Зрение - штука хрупкая, и доверить его я считаю возможным только профессионалам, а тут - богатая 80-летняя история, видные специалисты страны, да и хорошие «народные» отклики, что тоже немаловажно.
Встреча с генеральным директором института, доктором медицинских наук, профессором Турсунгуль Ботабековой в буквальном смысле открыла мне глаза на ценность и уникальность человеческого глаза, а также укрепила в мысли, что я не зря беспокоюсь о своем зрении в столь молодом, казалось бы, возрасте. Как выяснилось, ежегодное посещение офтальмолога должно войти в привычку у каждого человека старше 40 лет. А поскольку у меня проблемы со зрением, так сказать, наследственные, и я отношусь к группе риска, мне регулярное посещение окулиста показано уже с 35 лет! Это позволяет заметить появление таких серьезных болезней, как катаракта и глаукома, на самых ранних стадиях и не дать им прогрессировать.
У многих пациентов института могут быть одни и те же болезни, но к каждому здесь применяют индивидуальный подход. Опираясь на многолетний опыт, современное диагностическое и лечебное оборудование, специалисты института, тем не менее, учитывают особенности каждого. Лечение назначается с учетом возраста пациента, специфики его работы, сопутствующих заболеваний и многих других факторов.
Я решила, не откладывая еще на два года, пройти обследование прямо сейчас. И должна сказать, что новости меня не очень порадовали - серьезных заболеваний не обнаружили, а вот само зрение ухудшилось - на единицу каждый глаз. В моем случае никаких серьезных вмешательств со стороны врачей не потребовалось, но ухудшение зрения более чем на единицу в год должно насторожить пациента.
Моему примеру решили последовать мама и старшая сестра, которая видела значительно хуже меня. Проведя дополнительные обследования, врач предложила ей рассмотреть как вариант эксимерлазерную коррекцию рефракционных нарушений. Эта операция внедрена в Казахском НИИ глазных болезней с 2004 года, а с 2011 года для коррекции аметропий врачи этого учреждения применяют фемтосекундный лазер VisuMax, который соответствует мировым стандартам качества. Такая коррекция может существенно улучшить зрение и облегчить жизнь пациенту. Однако следует учитывать индивидуальные особенности каждого человека, а также его образ жизни. На снижение зрения влияет нагрузка, которой ежедневно подвергаются глаза. И улучшения, достигнутые после проведения эксимерлазерной коррекции, могут сойти на нет, если пациент после коррекции не будет соблюдать всех рекомендаций и вернется к прежнему напряженному образу жизни.
В 2008 году здесь же, в НИИ ГБ, путем лазерного вмешательства маме устранили проблему с сетчаткой. Новые обследования выявили резкое ухудшение зрения, начальную катаракту и глаукому. Новости нерадостные, однако, как говорится, «кто предупрежден, тот вооружен!». У глаукомы существует четыре стадии, и последняя - это слепота. У мамы глаукома достигла уже 2-3 стадий. В этом и заключается коварство болезни - чаще всего она протекает бессимптомно.
По словам д.м.н. Нэйли Алдашевой, с возрастом довольно часто в глазу отмечается сочетание сразу нескольких заболеваний.
- У вас этот процесс происходит на обоих глазах, - отметила она. - Близорукость с возрастом сопровождается осложненной катарактой. Первый признак - резкое ухудшение зрения, что уже является показанием к операции. Кроме того, пациенты с близорукостью всегда находятся в группе риска по развитию глаукомы. Изменения со стороны зрительного нерва, и то, что внутриглазное давление находится на верхней границе нормы, указывают на наличие глаукомы.
Любые хирургические вмешательства пугают практически всех, а уж людей пожилого возраста тем более. Поэтому нас с мамой, конечно, интересовала степень риска такой операции.
- После всякой операции всегда существует риск осложнений, но операция по устранению катаракты (удалению хрусталика) сегодня, можно сказать, рядовая. Иногда процесс созревания катаракты проходит спокойно, а иногда сопровождается болевыми приступами. Поэтому если есть показания к операции, то лучше ее сделать.
Микрохирургические операции - единственно возможный способ устранения катаракты. С 2000-х годов институт проводит бесшовные операции - факоэмульсификацию катаракты (ФЭК). Эта операция ненамного, но дает снижение внутриглазного давления. После операции маме необходимо продолжить наблюдаться у врача, чтобы понять, какие методы лечения глаукомы следует применить.
Кстати, глаукома является одним из приоритетных направлений научной и практической деятельности НИИ. Для этого в институте есть все необходимое диагностическое оборудование, соответствующее международным требованиям: компьютерная периметрия, оптическая когерентная и ретинальная томография, являющаяся «золотым стандартом» в диагностике глаукомы. В отделении не только внедрены все современные виды антиглаукоматозных операций, но и постоянно разрабатываются и совершенствуются микрохирургические и лазерные вмешательства.
Для себя я узнала, что на появление глаукомы не влияет род деятельности или длительная нагрузка, чаще всего у нее наследственный фактор. Близорукость в старшем возрасте дает изменение сетчатки. Предотвратить появление катаракты или глаукомы, увы, невозможно, но вот выявить на ранних стадиях - вполне реально.
- Человеческий глаз - гениальная вещь, это чудо! - восклицает Турсунгуль Кобжасаровна. - Он весит всего 7-8 граммов, но в нем так много разных тканей и клеток (каждая из которых отвечает за определенную область), как нет ни в одном другом человеческом органе. Глаз - это машина, где происходит целый ряд фотохимических, фотофизических, фотомеханических процессов. Компьютеры, сканеры, фотоаппараты и видеокамеры - жалкие подобия нашего глаза! Сейчас делают любые протезы - коленные суставы, ноги, руки, имплантируют разные органы доноров, но никому еще не удалось пересадить целиком глаз! Это все равно, что пересадить мозг! Какие-то части глаза мы пересаживаем - часть роговицы, склеры, сетчатки, это так называемые реконструктивные операции. Кстати, Эйфелева башня построена по аналогии со структурой роговицы - один в один! Технологии в мировой медицине идут семимильными шагами. Офтальмология - одна из самых продвинутых областей, но о ней не говорят так, как, например, о кардиохирургии. Считается, что офтальмохирургия менее приоритетна. Операции на открытом сердце делают уже 40 лет. А то, что еще 10 лет назад, чтобы удалить хрусталик, глаз вскрывался, как консервная банка, а сегодня это бесшовная технология, мало кто знает. Еще лет 7-10… да что там - еще 5 лет назад мы от многих операций отказывались, потому что не умели делать! А сегодня мы можем помочь практически всем. Многие наши пациенты могут отказаться от дорогостоящего лечения за рубежом и получить медицинскую помощь в нашем НИИ.
В КазНИИ ГБ работают крупные специалисты в своих областях, среди которых 13 докторов медицинских наук, 22 кандидата наук, 45 врачей высшей категории. Сегодня в институте глазных болезней проводятся самые современные диагностические исследования: оптическая когерентная томография переднего и заднего отрезка глаза, ультразвуковая биомикроскопия, конфокальная лазерная сканирующая офтальмоскопия, флюоресцентная ангиография, ежегодно в стенах НИИ как нашим соотечественникам из самых дальних регионов, так и иностранным гражданам проводится около 8 тысяч микрохирургических операций, основная часть которых из так называемой тяжелой категории сложности. Т.е. сегодня есть в институте и материально-техническое оснащение, и умелые руки, и ясный разум врача, поэтому главная задача казахстанцев - забота о себе и своем здоровье, с тем чтобы офтальмологи были максимально и своевременно полезны нам.
Автор благодарит за помощь в создании материала генерального директора института Турсунгуль Ботабекову, ученого секретаря, к.м.н. Асель Дошаканову, зав. дневным стационаром, к.м.н. Ботагоз Исергепову, зав. отделением глаукомы и сосудистой патологии, д.м.н. Нэйлю Алдашеву, зав. лазерным отделением, к.м.н. Алмаса Умбетияра. Весь коллектив «Комсомольской правды Казахстан» и благодарные пациенты поздравляют медиков КазНИИ ГБ с профессиональным праздником - Днем медицинского работника!
Татьяна СОКОЛОВА.